Большинство россиян не интересуются тем, что едят

Покупая продукты, всего 8% россиян внимательно изучают их состав, указанный на упаковке. Таким образом подавляющее большинство россиян – 92% – выбирают продукты, не задумываясь о том, из чего они сделаны, и ориентируются в большей степени на невысокую стоимость.

Об этом говорится в исследовании «Чистая этикетка: европейское движение за выживание», проведённом компанией MMR Research Worldwide и опубликованном в декабре 2014 г. Массовое исследование проанализировало подход девяти стран, преимущественно европейского региона, к покупке продуктов питания, и выделило ключевые факторы, которые влияют на выбор того или иного продукта.

На вопросы отвечали те, кто покупают продукты для всей семьи: 70% опрошенных были женщины, 30% – мужчины. Основные возрастные группы (16-29, 30-49, 50-65) были представлены по 1/3 каждая.

Согласно тому же исследованию, 84% жителей нашей страны хотят питаться правильно. Больше – только во Франции (86%) и Италии (89%). Однако при этом французы и итальянцы внимательно изучают этикетку, а россияне полагаются на свои знания о продукте, черпаемые в основном из рекламных источников.

«Жители нашей страны должны иметь возможность беспроблемно и быстро читать этикетку, узнавая важную информацию о составе продукта, сроке его хранения, использованных добавках и их влиянии на здоровье. Только в этом случае можно будет говорить об осознанном выборе продуктов каждым человеком. Сейчас, к сожалению, выбор за российского потребителя делают производители продуктов при помощи хитрых этикеток и активной рекламы» – сказала Зинаида Медведева, исполнительный директор Национального исследовательского центра «Здоровое питание».

Люди, имеющие детей, чаще обращают внимание на этикетку. Разница между россиянами-родителями и теми, кто не обзавёлся детьми, составила 8%. В Испании и Франции родители ещё более обеспокоены вопросами правильного питания детей. Там разница между родителями и не-родителями составила 15 и 11% соответственно. А вот в Нидерландах всё наоборот. Там родители реже обращают внимания на этикетку, чем те, кто не имеет детей, на те же 8%.

 

Женщины и мужчины читают этикетки на продуктах по-разному, утверждают исследователи. Женщины чаще читают этикетки как на передней, так и на задней стороне упаковки. Их привлекают продукты с указанием натуральности и понятным составом. Мужчины стремятся покупать продукты, не содержащие ингредиентов, начинающихся с буквы Е. Всех внимательнее относятся к этикетке мужчины-французы. Они тщательно изучают всё, что написано, и приобретают лишь полностью соответствующий их предпочтениям товар.

В исследовании респондентам предлагался список ингредиентов, в котором было нужно отметить знакомые. Победителями стали итальянцы. Они узнали 99% представленных им веществ. Второе место досталось голландцам — 91%. Представители других стран, в том числе и России, узнали всего 50-60% ингредиентов.

Россияне настороженно относятся к дрожжам, а итальянцы — к сахару

Выяснилось, что настороженность жителей разных стран в отношении одних и тех же веществ значительно отличается. К примеру, половина россиян, англичан и поляков считают глютамат натрия вредной добавкой, но среди немцев и французов подобного мнения придерживается лишь каждый пятый. А вот к экстракту дрожжей в Англии и Германии относятся благосклонно, в то время как жители нашей страны и поляки, особенно в возрасте за 50, весьма его опасаются. В Англии, Нидерландах, Италии и Испании реже покупают продукты с высоким содержанием сахаров, животных жиров и соли, чем в Польше, Италии и России. Аскорбиновая кислота вполне приемлема для россиян, британцев, итальянцев и немцев, зато турки её совершенно не признают, а французы, голландцы и испанцы пока не определились. Потрясающее единодушие проявляется лишь в отношении натуральных красителей и ароматизаторов — их признают во всех странах, и в отношении карбометилцеллюлозы и казеинатов, которых опасаются все опрошенные люди.

 

Надписи на этикетках, стимулирующие к покупке (в среднем по Европе):

ñ цена — 86%,

ñ состав — 77%,

ñ «без консервантов» — 68%,

ñ «только натуральные ингредиенты» — 61%,

ñ указания по нутриентам — 59%,

ñ информация для лиц с хроническими заболеваниями — 59%,

ñ без ингредиентов, начинающихся с «Е» — 56%,

ñ бренд — 53%,

ñ регион производства — 51%,

ñ низкое содержание жиров и сахаров — 51%,

ñ «лучшее для вас» — 41%,

ñ «органические», «экологичные» — 40%,

ñ «минимально обработанные» — 37%.

 

ВЦИОМ согласен

Результаты этого европейского исследования коррелируют с данными ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), согласно которым лишь каждый десятый россиянин обращает внимание на состав продукта, написанный на этикетке. При этом треть жителей России отдает предпочтение качественным товарам, однако опирается при выборе на собственные стереотипы, советы близких людей и рекламные лозунги.

 

Пора сменить этикетку!

Вслед за жителями европейских стран россияне начинают понимать, что питание — важный компонент здоровья и продолжительности жизни. А потому всё больше людей начинает интересоваться, из чего сделан тот или иной продукт. Однако даже прочитать надписи на упаковках не всегда удаётся — слишком мелкий шрифт.

Данные исследования показывают, что в России есть спрос на здоровое питание, но что это такое и как его выбрать в магазине большинство покупателей не догадывается.

 АНО Национальный исследовательский центр «Здоровое питание»