Акула интернета

В конце 90 х Аркадий Акулов создал свой первый интернет-проект. Как уверяет — поиграться. Однако уже через 5 лет он продал эту «игрушку» за 2,8 млн долларов и создал глобальный проект — крупнейшую в мире онлайн-фотошколу Fotoshkolа.net. А недавно о нем написал журнал Forbes.

И хотя Аркадий не любит давать интервью СМИ, для нас он сделал исключение. Ведь журнал PULSE — это один из его воронежских проектов, у истоков которого он стоял в далеком 2003 году.

Аркадий, как Вы заработали свои первые деньги?

Аркадий Акулов: Мне было 14 лет, и я тогда занимался весьма интересной работой — мы с другом косили водоросли на воронежском водохранилище - плавали на железной мини-барже, крутили педали и собирали траву. Что касается сознательного возраста, то первые деньги я заработал благодаря своему проекту Ameno.ru. Это были мои первые 500 долларов - по тем временам очень неплохие деньги. В тот же день мы с партнером Юрой Гуржий  пошли в магазин и купили себе по самому «навороченному» телефону.

Что Вы чувствовали, когда держали в руках эти 500 долларов?

АА: Знаете, они и правда очень сильно повлияли на меня. Именно в этот момент я поверил в то, что в жизни все возможно. Эти доллары позволили нам, студентам второкурсникам  по‑новому смотреть на мир. А потом мы начали получать их регулярно... Так все и началось.

Проект Ameno.ru — это Ваш первый интернет-проект, положивший начало Вашему бизнесу. Как он создавался?

АА: Это было лет 17 назад, в Воронеже. Интернет был тогда еще совсем не развит и давал пространство для воображения. Я отчетливо помню свой первый контакт с ним - однажды я пришел в библиотеку, меня подвели к компьютеру, на котором была открыта страница Yаhoo. Она была настолько красива и интересна! Там все было написано на английском! Именно в тот момент я понял, что скоро интернет поменяет весь мир. Я осознал, что в нем появилось место, где можно строить бизнес с нуля, по своим правилам, без вмешательства государства, взяток. И если у тебя есть идеи, и ты стремишься их реализовать — ты добьешься успеха.

В детстве я очень любил собирать различные газетные и журнальные статьи про НЛО, снежного человека и т. д. И однажды подумал — почему бы не сделать интернет проект, в котором можно было бы делиться с людьми этими материалами?! Ведь непознанное всегда было интересно народу. Так появился проект Ameno, я превратил свое  детское увлечение в отличный бизнес. Первые дни мы сканировали тексты и вручную загружали их в интернет, постепенно трафик увеличивался, и через несколько лет мы уже продали свой первый рекламный блок на сайте.

Однако потом сайт поменял направленность и стал женским журналом, верно?

АА: После переезда в Москву, я понял, что порталу нужен ребрендинг, и мы превратили его в женский онлайн-журнал. По сути, мы сделали его конкурентом Cosmo. Постепенно мы дошли до такого уровня, когда в день нас посещали 40 тысяч человек. Очередь на рекламу была расписана на 8 месяцев вперед, сайт приносил хорошую прибыль. Но однажды компания Independent Mediа, начавшая скупать перспективные активы в интернете, обратилась ко мне. Признаться, я думал, что когда-нибудь это случится. Мы провели переговоры и за 2,8 млн долларов продали этот бизнес. Это был мой первый заработанный миллион.

Как Вам удалось развить проект  до таких показателей?

АА: В конце 90-х - начале 2000-х Ameno фактически стал монополистом по гороскопам. Мы находили астрологов, которым заказывали уникальные гороскопы, платили им хорошие деньги за качественный продукт. Именно за счет этого мы получали свой основной трафик.

Оборачиваясь назад, Вы можете сказать, что это было везение? Вы попали в нужное время в нужное место?

АА: Сложно сказать. Представьте себе Америку времен первых Вандербильтов. Золотая лихорадка, народ осваивает новые территории и вдруг появляются люди, которые решили построить железную дорогу Они поверили в эту идею и начали ее реализовывать, тем самым став монополистами на рынке, захватив его целиком. Повезло ли им? Скорее, здесь речь идет про предпринимательское чутье, которое должно быть у бизнесмена. Он должен искать перспективные области. Ну и, возможно, здесь есть капелька везения. Тем не менее, в основе правильного бизнеса лежат труд и старание. Обычно люди говорят мне: «О, ты продал бизнес за несколько миллионов долларов!» Однако они никогда не обращают внимание на то, что перед тем, как его продать, я упорно работал в течение 5-7 лет. И что касается Ameno, то этот период жизни был очень сложным для меня, с большим количеством стараний, ошибок, неудач, проблем.

Почему Вы решили переехать в Москву?

АА: Однажды я сидел в компании друзей, и мне совершенно случайно пришла в голову одна мысль. Я понял, что все в моей жизни идет не так, как я себе это представлял в детстве, а я представлял яхты, сверкающее солнце, красивую интересную жизнь. Я хотел чувствовать себя нужным человеком. И вот, где‑то через час после этого, я сказал другу, что переезжаю в Москву. Я сделал это специально, чтобы подтолкнуть себя. Отступать было некуда, и через пару недель я уехал.

Что дала Вам столица?

АА: Первые 2 года жизни там были очень жестоки. Я жил на самом краю Москвы на улице Весенней. Чтобы туда добраться, мне надо было ехать 50 минут до конечной станции «Речной вокзал», потом 20 минут на маршрутке и 15 минут идти пешком. Это дало закалку. А потом Москва дала все остальное, что нравится обсуждать людям — деньги, успех, свободу, знания, себя.

Вы сильно изменились с тех пор, как переехали в Москву?

АА: Да. Я сейчас и я тогда — это два абсолютно разных человека.

Почему Вы стали продавать бизнесы, а не развивать их дальше?

АА: Когда приходит клиент и говорит, что хочет купить бизнес за определенную сумму денег, ты начинаешь оценивать это предложение и понимаешь, что оно выгодно. Выгодно потому, что сам ты такие деньги заработаешь за 8-10 лет. И я всегда с большим удовольствием принимал такие предложения.

Итак, Вы продали Ameno, и что было дальше?

АА: Когда был продан Ameno, я начал думать, чем заняться дальше, и через некоторое время родился проект Astrostаr.ru, который мы продали в последствии французской компании за несколько миллионов евро. Он был и остается сегодня монополистом по производству гороскопов. В отличие от Ameno, где нам платили за рекламу, это был сервис, полностью ориентированный на клиентов. Они платили нам за качественные гороскопы.

Следующим проектом стал журнал Prophotos. Мне была очень интересна тема фотографии, поэтому промониторив рынок, я понял, что у меня не будет конкурентов. С тех пор началась еще одна интеерсная история длиною в 7 лет. В результате сегодня это издание номер 1 в России про фототехнику, работающее со всеми ключевыми производителями. Надо сказать, моя модель бизнеса строится следующим образом: я вначале разбираюсь в теме, создаю контентный проект B2B, как это было с Ameno, а потом — B2C как, например Astrostar. Таким образом, после журнала Prophotos появилась Фотошкола.

Что сегодня представляет собой Фотошкола?

АА: Сегодня Fotoshkola.net — самая большая фотошкола в мире, где преподаватели в онлайн режиме обучают десятки тысяч студентов. Стоимость наших курсов - 3800 рублей, и сегодня у нас насчитывается более 85 000 студентов. Надо отметить, что половина всех этих студентов была получена нами за последние полгода! Но все же главным достижением я считаю то, что сегодня, какую бы камеру Sony и Canon вы не купили в России, внутри коробки вы найдете купон на бесплатное обучение в нашей Фотошколе!

Когда пришел первый успех к Prophotos?

АА: Точкой отсчета я считаю письмо, которое я получил от сотрудника компании Саnon с предложением сотрудничества. Тогда я понял, что мои старания многих лет увенчались успехом, и мы получили первый большой контракт от вендора фототехники! Сейчас такие договора у нас подписаны практически со всеми мировыми производителями фототехники.

Что Вы предлагаете им?

АА: Мы тестируем их технику. Сегодня мы единственное издание в России, где можно найти более 300 тестов актуальной фототехники. Представьте, вы хотите купить определенную камеру. Открываете интернет и попадаете на идеальный материал, где наш квалифицированный специалист тестирует фотоаппарат и пишет развернутый классный текст. Он рассказывает все УТП этой камеры, помогает объяснить пользователю, что это за продукт, и не скрывает его дефектов. Именно последний пункт очень важен  — рынок фототехники достаточной маленький, и если бы мы не говорили о минусах продукта, то нас бы не существовало.

Над какими проектами еще Вы сегодня работаете?

АА: К счастью, только над Prophotos и Фотошколой.Net. Я никогда не берусь за несколько направлений одновременно. Я разбираюсь в одной теме, выбираю нишу, придумываю рынок «голубого океана», где нет конкуренции, прихожу туда и предлагаю качественный сервис. Эта модель работает всегда. Так, сегодня у меня 2 русскоязычных проекта и амбиции выхода на Западный рынок.

Что Вас мотивирует на создание своих проектов?

АА: Моя главная мотивация — оставить след в истории. Это самое главное. А вообще, я просто люблю успех, мне нравится доказывать то, что наша команда строит лучший сервис в своем роде.

В прошлом году Ваш успех оценил журнал Forbes…

АА: О, да. Признаться, было приятно написать лучшему другу: «Друг, купи последний номер Forbes» и ждать реакцию…

А публикация в журнале «Секрет фирмы» сыграла большую практическую роль в судьбе Вашего бизнеса, не правда ли?

АА: Да, мы попали в проект «Топ российских стартапов» и нас заметили в Великобритании. Мы выиграли тендер и сейчас ведем переговоры по локализации бизнеса в Англии, так как в Лондоне находятся главные офисы ведущих производителей фототехники.

Успешный пример всегда вдохновляет. Можете дать советы нашей молодежи, которая сегодня развивает свои проекты?

АА: Я советую не останавливаться и много трудиться. Труд и упорство — это основа любого успеха. Случайность и везение приходят к тем, кто на полной скорости несется вперед.

Я желаю ребятам искать, находить себя и становиться профессионалами в своем направлении. Потому что только профессионал может быть успешен. Когда‑то давно я прочитал в книге итальянского психолога такую интересную фразу — если вы хотите заниматься обувным бизнесом, то вы должны знать все — начиная от момента появления первых сандалий на этой планете до всех фабрик, которые делают шнурки для вашей обуви в Китае. Эти слова я запомнил на всю жизнь и всегда привожу их в пример, когда меня спрашивают о самом важном в бизнесе.

Вы много работаете… Какой Ваш график?

АА: Мой день начинается в 7.30. Обычно до 10 часов утра я успеваю провести 3 планерки. Заканчивается — где‑то в 22.00. Все это время я занимаюсь своим бизнесом. Я не знаю, как можно работать по‑другому. Наверное, кто‑то умеет делать все «левой ногой», но не я. Но все люди, которые являются для меня примером, трудятся с утра до ночи, и все их успехи — это результат большого труда.

И кто Вам импонирует?

АА: В России — это Виктор Ремша, владелец компании Финам. Я познакомился с ним, когда продавал ему долю в компании Astrostаr.ru. Потом он  выручил меня советом, когда у меня были сложности с фотошколой, за что я ему благодарен. Этот человек является для меня примером настоящего честного русского предпринимателя, этакий Савва Мамонтов нашего времени.

У Вас никогда не возникало желание отойти от бизнеса, уехать на острова и оттуда вести контроль?

АА: Нет. Мне интересно то, чем я занимаюсь. Фотография — это моя мечта, и сейчас я живу жизнью, которую представлял себе, прощаясь с друзьями в Воронеже.

Я не просто зарабатываю деньги — я занимаюсь тем, что мне очень нравится. Иногда правда у меня возникает желание перебраться на пару лет в Англию или Америку, но только для того, чтобы получить там необходимые знания. Но я не хочу эмигрировать. Я обожаю Россию.

Как изменился Воронеж?

АА: Я уезжал из абсолютно другого города. Если образно, это был город, похожий на руины после бомбежки. Сейчас же все абсолютно другое.

Появляется много интересных и красивых мест . Совсем недавно, мне даже в Москве порекомендовали выставку, которая открылась в Воронеже. Это было очень приятно. Я благодарен людям, которые меняют город и вкладывают себя в него.

Вы являетесь основателем журнала PULSE Воронеж. Какие эмоции испытываете сейчас, когда берете его в руки?

АА: Да, я занимался журналом с огромным удовольствием. Всегда, когда приезжаю в Воронеж, иду в любимую кофейню, беру журнал и говорю мысленно всем вам «спасибо» за то, что вы сделали такую классную историю. Я искренне восхищаюсь и горжусь вашим профессионализмом. Круто видеть, как развивается этот журнал, видеть качество контента и его толщину (смеется - прим.ред). Спасибо вам.