Это всегда противостояние

Для Олега Владимировича Баулина адвокатура, которой он посвятил уже более 25 лет, — это огромная часть жизни. «Без лишних эпитетов и красивых оборотов: это то, что я выбрал единожды и навсегда», — утверждает он.

Олег Владимирович Баулин, президент адвокатской палаты Воронежской области, председатель Воронежской областной коллегии адвокатов, профессор, доктор юридических наук.

Олег Владимирович вспоминает, что в детстве, как и любой ребенок, мечтал быть крановщиком или космонавтом, в студенческие годы, обучаясь на юридическом факультете, — хотел бороться с бандитами. Но со временем у него сформировалась четкое представление о том, чем он хочет заниматься: работать в процессах. Выбор был осознанным. На последних курсах Олег Владимирович уже работал по специальности в двух организациях (на полставки в каждой). Постепенно он расширял практику, и в 1992 году пришел к осознанию того, что ему необходим статус адвоката.

Об общественном мнении

Отношение общества к адвокатам, скорее, негативное, чем позитивное. Думаю, это сродни настороженному отношению к зубным врачам: вряд ли найдется человек, который любит ходить к стоматологам. Хотя я уверен, что это душевные и интересные люди, которые искренне беспокоятся за своих пациентов. Но не плакать же им вместе с ними!

Выбирая профессию адвоката, нужно быть готовым принимать на себя негативное отношение общества и, возможно, пытаться его переломить. По мнению многих, «адвокат за деньги защищает бандитов». На деле все иначе. Да, основная работа адвоката — защита по уголовным делам. Задача государства — подвергнуть достойному наказанию любого нарушителя общественного порядка. Вопрос в том, кто скажет хоть одно доброе слово в адрес этого человека и окажет ему помощь. У обывателя, возможно, не возникнет и мысли, что это необходимо делать, но в том и заключается работа адвоката.

Ошибочно также мнение, что адвокат может за деньги сделать все, что угодно. Во-первых, для профессионала доверитель и информация о нем — неприкосновенны. Он ни под каким предлогом не будет передавать ее третьим лицам. Во-вторых, в России защита по договору осуществляется не более чем в 10% всех уголовных дел: в остальных случаях — работа ведется по назначению.

Немногие факторы сегодня способствуют созданию позитивного образа адвоката. По сути, это и нужно. Люди должны воспринимать профессию реально, со всеми ее сложностями. Сейчас к выходу на экраны готовится многосерийный фильм Алексея Учителя, посвященный Федору Плевако, дореволюционному адвокату с очень интересной судьбой, который вел яркие дела. Чтобы лучше понять профессию, эту картину обязательно стоит посмотреть.

О начале пути

Любой юрист, начинающий практиковать, рано или поздно поймет: не бывает так, что ты не готовился к процессу, не разбирался досконально в деталях дела — и вдруг блестяще выступил на заседании суда. Задача адвоката — определить способ защиты (все они прописаны в праве) и кропотливо подобрать средства защиты (доказательства). Это требует серьезного подхода.

Я начал практиковать в конце 80-х годов. Тогда мы жили в переходное время: законы, которые регулировали основы социалистической экономики, невозможно было применять в новых экономических условиях (когда было признано равенство всех форм собственности). Новое же законодательство еще не сформировалось. Например, в появившемся законе о предпринимательской деятельности было всего пять строк о товариществах с ограниченной ответственностью, а система налогообложения вообще оставалась загадкой. Адвокат имел большой простор для творчества, но и работать было непросто: каждую позицию приходилось вытаскивать из законодательства клещами. Для сравнения: сейчас я могу взять правовую базу данных, подобрать случаи из адвокатской практики, подходящие к конкретной ситуации, и выдать готовые правовые позиции. У меня уйдет на это час, а тогда могла потребоваться неделя.

О публичных выступлениях

В Советские времена вузы готовили юристов очень качественно, а среднегодовой выпуск на территории Воронежской области насчитывал всего 100-120 человек (если сравнить сегодняшние показатели, наверное, цифра перевалит за 2000). Каждый студент, начиная с первого курса, учился выступать публично. Например, ответить на экзамене можно было только устно, а «прогрессивных» форм в виде тестирования вообще не существовало (кстати, я как преподаватель до сих пор принимаю экзамены по старинке).

Когда я начинал работать, страха перед публичными выступлениями у меня не было. К тому же в то время я занимался гражданскими делами. Они отличаются от уголовных тем, что в них сложно привнести большую эмоциональную составляющую, например, если речь о налоговом споре, то это всего лишь работа с цифрами. Но я хорошо помню ситуацию, когда вел одно довольно сложное дело, и у меня появились основания для того, чтобы просить суд об изменении меры пресечения моему подзащитному. Тогда я впервые выступал с подобной речью, и, признаюсь, у меня предательски дрожал голос.

Важная особенность нашей профессии: адвокат должен всегда сохранять внешнее спокойствие. Хотя внутренне это совершенно невозможно: ты в любом случае пропускаешь ситуацию через себя, всегда видишь несправедливость, думаешь, что действуешь неверно… Но адвокат должен научиться работать без эмоций. Даже если с виду он очень вдохновлен и эмоционален, ему следует действовать с холодным расчетом, иначе есть риск совершить ошибку.

О профессионализме

Один из моих преподавателей говорил: юрист должен уметь мыслить, грамотно говорить и писать.

По моему мнению, для хорошего юриста важен целый ряд качеств. Во-первых, профессионализм. Конечно, законодательство — это очень разветвленная система, и будучи специалистом в законодательстве о банкротстве и корпоративном праве, сложно быть таким же экспертом в вопросах технических регламентов. Но быть профессионалом в рамках своей специализации юрист обязан.

Во-вторых, хороший юрист должен постоянно учиться и развиваться. Почему? Стоит только попытаться найти хотя бы один нормативный акт, в который не вносились изменения в течение года. Юрист должен постоянно следить за законодательством, иначе, понадеявшись на собственные знания, он обязательно ошибется.

В-третьих, он должен уметь четко объяснять свою позицию и грамотно писать. Рано или поздно юристу придется готовить доку - менты, и если он плохо формулирует свои мысли, то получит расплывчатые описания на 15 листах.

В-четвертых, если речь идет об адвокате, то он должен быть настойчивым. Если судьи первой инстанции его не услышали — он подаст апелляцию. Это не помогло – заявит ходатайство о производстве дополнительных следственных действий. Будучи убежденным в правоте доверителя, хороший специалист использует все возможные способы защиты.

О неудачах

Адвокат не может выигрывать все дела. Но если он потерпел неудачу сегодня, это не значит, что завтра у него не будет возможности исправить ошибку. Проигрыши не должны сбивать с ног, иначе не получится эффективно работать. На самом деле ошибки случаются редко и являются, скорее, исключением из правил. Ведь адвокат не строит новый дом — он работает с ситуацией, которая уже произошла и получила свое завершение. Он может показать мастерство, но в корне изменить то, что случилось, не в его силах.

О команде

Коллективная работа адвокатов встречается довольно часто, особенно это касается сложных уголовных и арбитражных дел (например, о банкротстве). Речь идет о распределении адвокатских функций. Но есть нюанс: на судебное заседание всегда идет конкретный человек, и у него нет возможности оглянуться и получить поддержку товарищей. За все, что произойдет в процессе, отвечает только он.

Об  отдыхе

Для меня лучший отдых — это время, проведенное с моей большой и дружной семьей. Конечно, не могу сказать, что всегда легко активно работать и заниматься воспитанием детей: у меня редко бывают минуты покоя, даже художественный фильм очень редко удается посмотреть от начала до конца (смеется — прим. ред.). Но в любом случае для меня моя семья – это настоящее счастье.