Когда фильмы о роботах станут реальностью?

Илон Маск планирует построить систему скоростных транспортных тоннелей по всей Америке и запустить проект по установке солнечных крыш, вырабатывающих энергию. компании из разных стран разрабатывают летающие автомобили и готовят их к выпуску на рынок. но какой на самом деле будет роботизированная реальность будущего?
Об этом в эксклюзивном интервью мы поговорили с руководителем направления «Робототехника и искусственный интеллект» Фонда «Сколково» Павлом Кривозубовым.
 
Gartner называет RPA одной из самых быстрорастущих категорий ИТ. А Deloitte прогнозирует, что в ближайшие 5 лет стоит ожидать всеобщего внедрения роботизации бизнес-процессов. Все мы, конечно, смотрели фантастические фильмы, где показан мир будущего, населенный роботами. Чего ждать на самом деле?
 
Прежде всего, нужно уточнить, что RPA, то есть Robotic Process Automation, который Gartner называет одной их самых быстро растущих категорией, — вещь пока еще далекая от фантастических миров из фильмов про будущее. Речь идет в большей степени о программных решениях. Если говорить простым языком, то роботизация бизнес-процессов (RPA) связана в первую очередь автоматизацией документооборота, пересылкой  электронной деловой корреспонденции, роботизацией HR-процессов (приема сотрудников на работу, кадрового делопроизводства), закупок и поставок, а также других рутинных операций. В данном случае мы пока еще не увидим роботов, которые ходят на двух ногах с пачкой документов под мышкой. Хотя, конечно, есть сложные логистические бизнес-процессы, где в действие вступают настоящие роботы, но об этом я расскажу далее.
 
В 2021 году Илон Маск планирует построить систему скоростных транспортных тоннелей по всей Америке и запустить проект по установке солнечных крыш, вырабатывающих энергию. Компании из разных стран разрабатывают летающие автомобили и готовят их к выпуску на рынок в ближайшие месяцы. Каких сфер в первую очередь коснется роботизация?
 
Летающие автомобили и скоростные транспортные тоннели — это все-таки дорогостоящие инфраструктурные проекты, связанные с высоким риском для человека. В настоящий момент нет регламентов, обеспечивающих должную безопасность для пассажиров, да и сама технология не достигла таких успехов, чтобы быть полностью безопасной. Да, прототипы существуют, и они уже долгие годы находятся на стадии испытаний и пилотных проектов, но пока еще далеки от массового внедрения.
 
На самом деле роботизация началась уже давно — мы просто настолько привыкли к некоторым вещам, что даже не замечаем их. На мой взгляд, в ближайшее время она будет идти по тому пути, который был задан в начале нашего века: речь о процессах, которые можно алгоритмизировать и разбить на составляющие, исключив из них человека.
 
Например, мы давно привыкли к вендинговым аппаратам (они появились в России еще в 00-е годы) — по сути, это некий механизм, который исключил человека из процесса продажи. Но если такой аппарат — это автоматизированная система, которая все-таки не обладает классическими чертами робота, то, например, в «Сколково» уже появились аппараты по роботизиро-
ванной продаже кофе, которые представляют собой классические роботы-манипуляторы: одна роборука наливает тебе стакан хорошего кофе, а другая — подает его. Это уже более яркое воплощение роботизации. Во вторую очередь роботизация, скорее всего, коснется логистических процессов, не связанных с человеком. Это объясняется безопасностью (если говорить, например, про автономные автомобили, то довольно часто в СМИ появляется информация об авариях, которые происходят именно из-за сбоев  в системах). Развитие же получат компактные роверы для перевозки документов и мелких посылок внутри организаций или на небольшие расстояния. Например, в «Сколково» уже давно ездит ровер от компании «Яндекс». Эта технология очень удобна для крупных организаций, где департаменты могут находиться в разных зданиях.
 
Кроме того, в ближайшее время автоматизация затронет не только наземные логистические устройства, но и воздушные. До перевозки людей, конечно, еще далеко (хотя даже такие примеры уже есть — компания «Ховер», резидент «Сколково»), но что касается перевозки грузов с помощью дронов, то этот процесс в целом проверенный, и многие, в том числе российские компании, реализуют такие решения. Наконец, будет активно развиваться складская логистика. Например, на крупных складах Amazon уже давно внедрены различные роботы для перевозки и выдачи грузов. В будущем с удешевлением компонентной базы такие роботы станут более доступными и начнут появляться не только в таких компаниях-гигантах, как Amazon, но и на небольших предприятиях. Скорее всего, в ближайшие 5 лет мы увидим повсеместное использование роботов в таких отраслях, в которых раньше это было невозможно из-за высокой стоимости.
 
Как в целом за последнее время поменялось отношение российских компаний и бизнес-сообщества к RPA?
 
Многое зависит от размера компании. В небольших фирмах все процессы достаточно локальны, и вопрос о необходимости роботизации не стоит остро. В крупных фирмах речь идет о конкретных финансовых и временных издержках, и руководство в первую очередь задумывается о том,  что именно необходимо автоматизировать и роботизировать в процессах, чтобы сократить их.
 
Простейший пример — электронная подпись, которая исключает необходимость сутками ждать, пока руководитель появится на рабочем месте. Однако автоматизация постепенно добирается и до малых предприятий. Дело в том, что все процесс усложняются, например, вводится электронный документооборот, являются различные системы оповещения с
использованием голосовых роботов (сейчас они используются в рекламных целях и для автоматизации ответов на вопросы в колл-центрах) и так далее. И это один из аспектов, который меняет отношение российских компаний к RPA, мотивируя их внедрять технологии в свои бизнес-процесс практически повсеместно.
 
Как повлияла пандемия на технологию RPA?
 
2020 год, по сути, был революционным для этой технологии, потому что сам факт изоляции и работы в удаленном формате заставил компании переходить на RPA. Так было и у нас, в «Сколково». Да, в некоторых отраслях сейчас наблюдается спад, например, из-за локдауна и закрытия границ особенно нелегко приходится сфере туризма. Но в то же время многие компании, напротив, здорово «поднялись» и приобрели качественный рост от различных инструментов, которые становятся полезны в условиях дистанционной работы. Это в первую очередь касается средств удаленной коммуникации: о Zoom и его аналогах в 2019 году мало кто слышал — сейчас все эти приложения стали мейнстримом, а стоимость акций компаний выросла на порядок.
 
Прошедший год способствовал качественному росту RPA, и я думаю, что в 2021 году он продолжится, потому что большинство игроков рынка поняли выгоды. Преимущества удаленной работы — это, прежде всего, сокращение издержек и времени на логистику, что особенно актуально в мегаполисах. Большинство компаний уже перестроили свои бизнес-процессы, наладили RPA и автоматизацию. Они будут и дальше делать это, получая прямую выгоду.
 
И все-таки эксперты говорят о том, что роботы завоюют не только офисы (и сферу ИТ), но и дома. Какие интересные разработки есть на рынке уже сейчас?
 
На самом деле существует достаточно много уже внедренных роботизированных систем, которые применяются в быту. Первое, что приходит на ум каждому — это робот-пылесос. Но существуют и его вариации — некие схожие по принципу роботы, но используемые для других процессов, например, робот-газонокосилка (такие разработки на рынке уже есть).
 
Роботизированные снегоуборщики, которые могут применяться не только в условиях дачи, но и во дворах многоквартирных домов. Есть и более экзотические примеры — мойщики окон (такие устройства крепятся на стекла и автоматически осуществляют их очистку) и чистильщики бассейнов (они могут работать под водой). Пример более узкоспециализированного механизма — робот, собирающий на полях по специальным алгоритмам мячики для гольфа (разработка компании-резидента «Сколково»).
 
Не могу не упомянуть о целом пласте систем, которые не являются роботами в традиционном представлении, но при этом активно применяются в быту и интегрируются с контуром умного дома. Это различный сервисные роботы, оснащенные искусственным интеллектом, например, колонки «Яндекс», которые могут подключаться к другим умным устройствам и управлять ими, находить информацию в интернете, включать музыку, свет и так далее.
 
Можете привести в качестве примеров несколько перспективных идей в IoT?
 
Проникновение технологий интернета вещей происходит не только в быт человека и в города, но и в промышленность. Перспективы развития обусловлены несколькими факторами. Во-первых, наметился явный тренд на удешевление технологии за счет снижения цен на различные датчики и сенсоры. Во-вторых, развитие 5G в ближайшей перспективе значительно ускорит пропускную способность сетей и, соответственно, позволит передавать гораздо большие объемы данных, за счет чего технология сможет охватить больше отраслей.
 
В-третьих, повсеместное внедрение решений на базе искусственного интеллекта позволит сделать технологию интернета вещей более качественной и продуктивной. Можно выделить наметившиеся тренды, которые продолжат развиваться и в дальнейшем. Например, умные города. Уже внедрены системы мониторинга, видеоаналитики, контроля транспортных
потоков и так далее. Трендом данного направления станет прогнозная аналитика: например прогнозирование внештатных ситуаций, плановых ремонтов устройств и механизмов.
 
Второе направление — это умные дома. Мы видим немало интересных реализаций данной концепции. В дальнейшем будет развиваться инфраструктура для управления этими устройствами с помощью систем искусственного интеллекта. А также получат развитие системы поддержки принятия решений: такие вещи, как умный холодильник, который будет под-
сказывать, какие продукты закупить, или умные лампочки, которые в зависимости от времени суток будут менять яркость.
 
Третье направление — это сельское хозяйство, обширно развивающийся сегмент применения интернета вещей. В будущем мы увидим дальнейшее развитие систем беспилотной обработки земель, посадки культур и анализа учета складов.
 
Наконец, четвертое направление — это промышленный интернет вещей. Получат развитие все те технологии, которые помогут снизить издержки производителей: продолжится
тренд на безлюдное производство, контроль нахождения человека на рабочем месте, автоматизированный мониторинг продукции и ее выбраковки.
 
Россия занимает 6-е место в мире по потенциалу роботизации и автоматизации. Ее опережают Китай, Индия, США, Бразилия и Индонезия. Какой интересный опыт нам стоит перенять?
 
На Западе высокая интенсивность роботизации преимущественно обусловлена дороговизной человеческой рабочей силы.
 
В России направление тоже развивается, пусть и не так интенсивно, как в других странах. Тем не менее, по производству сервисных роботов в 2019 году наша страна заняла второе место в мире по данным Международной Федерации Робототехники (IFR). Это во многом обусловлено появление таких ярких компаний, как резидент «Сколково» — Promobot. Компания является лидером по производству сервисных роботов в России и недавно запустила большой завод в Перми. Какой опыт стоит перенимать? Наверное, следует изучить то,  как зарубежные коллеги инфраструктурно поддерживают роботехнические компании. Конечно, в России этим в том числе занимается Фонд «Сколково», но, возможно, существующие
меры стоит усилить.
 
Кроме того, важно изучать опыт конкурентов, анализировать технологии, перенимать интересные кейсы и создавать свои аналоги, превосходящие оригинал. Например, все слышали про роботов-собак от компании Boston Dynamics, которые используются для широкого ряда задач — от промышленного контроля до сферы развлечений. Но у данного решения уже появляются довольно качественные аналоги.
 
Другой пример: еще 10 лет назад на рынке промышленных роботов-манипуляторов безраздельно царили зарубежные производители, но сейчас мы видим, что появляются довольно качественные аналоги, разработанные в том числе резидентами Фонда «Сколково». Процессы не стоят на месте, а монополии в этом плане нет ни у кого.
 
Хорошая история — опыт совместных проектов, когда крупный игрок рынка сотрудничает с перспективным стартапом. Один из свежих примеров — альянс «СберБанка» и компании Cognitive Technologies по запуску производства беспилотных автомобилей.
 
В глобальном смысле, на мой взгляд, в России важно создавать роботизированные производства нового типа, снижая себестоимость будущей изготавливаемой продукции. Кроме того, стоит задуматься о перестройке уже существующей инфраструктуры. Например, такой проект, как метро функционирует десятки лет, только, к примеру, в ОАЭ оно беспилотное. Россия тоже могла бы пойти по этому пути. И все технические возможности у нас для этого есть.