Павел Астахов: «Юрист должен говорить с детьми с правовых позиций»

Известный адвокат Павел Астахов возвращается на экран в качестве ведущего юридического шоу «По делам несовершеннолетних» телеканала Dомашний. Мы поговорили с Павлом Алексеевичем о том, что транслирует программа, а также, как уберечь подростков от беды, и куда они могут обратиться в трудной жизненной ситуации.

Почему снова решили вернуться на экран?

На самом деле я с него и не уходил (смеется). Даже во время работы Уполномоченным по правам ребенка при Президенте, у меня было много публичных выступлений, комментариев для СМИ, заявлений. Каждую неделю я выступал на федеральном канале, рассказывая об изменениях в сфере защиты детей. Никогда не уклонялся от публичных выступлений по самым трудным темам. Ведь молчание властей воспринимается как слабость. Представитель власти просто обязан доходчиво и открыто объяснять людям, что происходит. «По делам несовершеннолетних» имеет большой потенциал развития, и с моим опытом семилетней работы Уполномоченного по правам ребенка, я могу тщательнее рассматривать дела, представленные в этой программе и принимать более выверенные решения.
 
В чем специфика работы с подростками для юриста?
 
Юристу легче работать с подростками. Потому что они, как ни странно, очень интересуются своими правами. К нам приходит много писем от детей
разного возраста, начиная с семи лет. Представляете? Рассказывают о своей ситуации, задают вопросы, хотят больше узнать о своих правах или даже
стать юристами. Я считаю, если дети интересуются, то им обязательно надо предоставлять всю информацию. Поэтому еще в 2008 году я выпустил книгу
«Детям о праве». И именно поэтому в 2020 снова стал ведущим программы «По делам несовершеннолетних». Юрист должен говорить с детьми с правовых позиций. Разъяснять, как на их поведение смотрит закон. Они должны понимать, что спорить с законом – бессмысленно. Подростки же склонны к тому, чтобы постоянно конфликтовать и спорить, доказывать свою правоту, неадекватно оценивая ситуацию. Поэтому юрист должен говорить с ними без эмоций. Часто такое общение их отрезвляет. Юристу, равно как психологу или педагогу, надо набраться терпения, тогда он выполнит свою миссию.
 
Что вы можете посоветовать ребенку, попавшему в трудную ситуацию? Куда ему обращаться за поддержкой?
 
В первую очередь – к родителям, даже если он находится с ними в конфликте. Если же он не может обратиться к родителям в силу разных причин, то надо обращаться к тем, кому он доверяет. Например, к учителю. Если ситуация экстренная, то ребенок может просто позвонить в полицию или по телефону доверия, которые сегодня функционируют во всех регионах России. Ребенок должен знать об этом телефоне доверия. Также во всех регионах сегодня есть аппараты Уполномоченного по правам ребенка, можно звонить туда. Кстати, новый Закон об образовании, действующий с 2012 года, предполагает создание в учебных заведениях так называемых конфликтных комиссий, куда входят ученики и педагоги. Эти комиссии призваны разрешать любые конфликтные ситуации, возникающие внутри учебной организации. Проблема в том, что не все дети знают про телефоны доверия, комиссии, Уполномоченных по правам ребенка и так далее. Наша общая задача – донести до них эти знания, а также объяснить, что в любой
ситуации необходимо обращаться за помощью, а не молчать.
 
Как выбираете дела, которые разбираете в программе?
 
У нас существует огромная база дел, еще со времен работы Уполномоченным по правам ребенка. Мы часто обращаемся к ней. Также используем обращения от зрителей – письма и звонки. У нас в свое время была горячая линия с бесплатными юридическими консультациями, думаем ее возродить для программы «По делам несовершеннолетних». Это очень полезно и действенно – реальная бесплатная юридическая помощь. Из всех обращений мы выбираем наиболее показательные и знаковые дела.
 
Что несет зрителю ваша программа?
 
Этот настоящий наглядный правовой ликбез. В наше время проблема правовой неграмотности населения и недостатка правовых знаний стоит очень остро, поэтому мы проводим просветительскую деятельность в рамках передачи на наглядных примерах, рассказывая о распространенных ситуациях, в которые могут попасть дети, и показывая, как их правильно решать. Даже совершивший преступление ребенок не потерян для общества, не вычеркнут из жизни. Поэтому наказание, вынесенное в финале каждого выпуска, назначается с целью помочь ребенку вернуться к нормальной жизни. Наказание – не срок отбытия в колонии, а публичное осуждение, которое происходит в суде при открытом гласном процессе, справедливо и по закону рассматривающим дело и принимающим решение. Возвращение подростка в общество начинается с момента вступления наказания в силу.