«Вернись я сейчас в бизнес, строил бы работу совершенно по-другому»

Максим Зацепин возглавил департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области осенью прошлого года. «когда я только начал знакомиться с объектами (на тот момент их было 90), не мог даже представить, что всю эту информацию можно держать в голове. сейчас я веду около 140 объектоВ и поМню их Все наиЗусть», — рассказывает Максим.
В эксклюзивном интервью мы поговорили с Максимом Зацепиным о семье и воспитании детей, бизнесе и госслужбе, мотивации и источниках знаний.
 
О бизнесе и госслужбе
Эти две сферы кардинально отличаются друг от друга. Когда‑то я занимался строительным бизнесом. Так вот, когда ты выступаешь в роли предпринимателя, твоя задача в первую очередь заработать деньги для своей компании, и ты далеко не всегда на этом пути учитываешь интересы окружающих. Сейчас же, работая на госслужбе, мне в первую очередь приятно чувствовать себя полезным. Нередко бывает так, что люди говорят нам: «Мы верим только в вас! Решите нашу проблему». В такие моменты осознаешь, что тем самым они вроде как подзадоривают тебя, но в то же время задумываешься: «А если я не решу вопрос, в меня уже не будут верить?». И, конечно, выкладываешься по максимуму. Да, наша работа не безупречна, но наш конечный потребитель — это жители города. И их строгая оценка лично мне не позволяет закрывать глаза на проблемы.
 
Госслужба многому научила меня. И теперь, оглядываясь назад, понимаю: вернись я сейчас в бизнес, строил бы работу совершенно по‑другому. В первую очередь, в бизнесе надо быть более настойчивым и всегда доводить начатое до конца (я сам грешил этим раньше — и теперь то же самое наблюдаю на примере наших подрядчиков).
 
Во‑вторых, важно не жадничать: предприниматели во многих вопросах стараются сэкономить (например, не желая добавлять рабочую единицу), но именно из‑за этого они в результате теряют намного больше.
 
В‑третьих, нужно всегда владеть информацией на 100 %. Будучи бизнесменом, нередко я предпочитал не вникать во многие вещи и надеялся на специалистов, отвечающих за них напрямую. Сейчас в своей работе никогда не перекладываю решение важных вопросов на коллег, а предпочитаю все контролировать лично. Да, для этого в большинстве случаев нужно выехать на место и увидеть ситуацию своими глазами. Но это единственный способ принять взвешенное решение. То же правило работает и в бизнесе: внимательность к деталям позволяет избежать многих ошибок.
 
О детях и детских мечтах
В детстве я профессионально занимался хоккеем. И нам постоянно чего‑то не хватало — даже достать хоккейные клюшки было непросто! Это сейчас спортивные магазины и ледовые комплексы открываются на каждом шагу — тогда это было нашей мечтой. Однажды, когда мне было лет 12, вместе с командой мы поехали на соревнования в Чехию и впервые увидели ледовую арену. Я чуть с ума не сошел! После этого у меня появилась детская мечта: стать строителем и построить ледовые арены в родном городе.
 
Сейчас все это уже давно стало реальностью. Многое из того, чего не было в моем детстве, теперь доступно. И я очень хотел бы, чтобы современные
дети были как можно меньше предоставлены сами себе и как можно больше заняты интересным делом. Тем более что для этого есть все возможности.
 
О семье и воспитании
Своим детям в плане увлечений я даю полную свободу выбора. Мой главный принцип в их воспитании таков: не нужно реализовывать с их помощью свои несбывшиеся мечты. В своем детстве я часто видел на тренировках мамочек, которые буквально выгоняли сыновей на лед — им хотелось быть родителями чемпионов, а для ребенка нередко занятия становились мучением.
 
Я так не хочу. Конечно, это не означает, что мы с женой потакаем любым капризам детей. У нас в семье есть правила, и ребята знают, что их нужно соблюдать: например, ходить в сад, быть вежливыми в обществе и так далее. Но я не понимаю, зачем воспитывать детей в строгости, лишая их чего‑либо. Моя обязанность, в том числе личным примером, привить сыну и дочке семейные ценности — в остальном же они вольны выбирать: хобби, профессию, жизненный путь.
 
Сын еще маленький (ему 3 года), но я замечаю, что у него уже в большей степени гуманитарный склад ума: все чаще он просит почитать про космос, и я с удовольствием изучаю вместе с ним планеты. Дочь (ей сейчас 5 лет) ходит на танцы. Недавно она вернулась домой с тренировки и сказала, что больше
не хочет заниматься, потому что ей больно выполнять упражнения на растяжку. Я не настаивал, но объяснил, что в спорте не все дается легко и что у меня тоже в детстве случались травмы. Она внимательно выслушала, все поняла и согласилась.
 
Наверное, я очень лояльный отец. Но в первую очередь мне хочется, чтобы у нас с детьми сложились дружеские отношения, чтобы они могли делиться
со мной переживаниями, задавать вопросы и получать добрые советы. Еще мне хочется, чтобы они как можно раньше поняли, как важно учиться на чужих ошибках. Да, не ошибается тот, кто ничего не делает, но обязательно нужно обращать внимание на поступки других людей, анализировать их и стараться избегать неправильных шагов.
 
О книгах, мотивации и источниках знаний
В свое время я прочитал немало книг по бизнесу и мотивации (Роберта Кийосаки, Брайана Трейси и так далее) и заметил, что в большинстве случаев авторы переписывают главную мысль из одной книжки в другую, а сами «заповеди» просты. Но однажды мне попалась статья, автор которой высказал такую мысль: Карнеги в своих трудах писал, как стать хорошим другом, но умер в одиночестве. После этого я кардинально пересмотрел свое отношение к мотивационной литературе в целом.
 
Да и зачем она мне? В работе мне и без того хватает стимула. Например, сейчас мы совместно с компанией «Газпром» прорабатываем масштабный проект — строительство на территории парка «Алые паруса» Центра парусного и гребного спорта. Его появление позволит нам не только принимать соревнования международного уровня, но и сделает Воронеж столицей водного спорта России. Представьте, если я остановлю все процессы, углубившись
в философствования и поиски мотива‑ ции (смеется — прим. ред.). В нашей работе нельзя иметь вялую походку.
 
В последнее время я стремлюсь прокачивать знания непосредственно в своей области: внимательно слежу за нововведениями, касающимися как нормативно‑правовой базы, так и технологий. Мне хочется, чтобы мы шагали в ногу со временем: например, европейские страны уже более 50 лет используют полиэтиленовые трубы — Россия только около 10 лет назад ушла от чугуна и металла! Моя мечта — чтобы все мировые инновации своевременно приходили и к нам.
 
Для души перечитываю классическую литературу: недавно взялся за «Войну и мир». Изучаю творчество современных писателей: на днях закончил читать книгу «Sapiens. Краткая история человечества» израильского историка и философа Юваля Ной Харари. Кроме того, я увлекаюсь историей. Отдельный
интерес представляет для меня история СССР вместе с его особым образом мышления, пожалуй, чуждым современному человеку. В любом случае ученые интерпретирует факты по‑разному, и мне каждый раз хочется докопаться до сути!
 
О Воронеже и его развитии
Я очень люблю наш город. За последние 10‑15 лет он сильно преобразился – сейчас Воронеж цветет. Если и есть среди нас недовольные, то я думаю, что они просто не привыкли говорить «спасибо» за то, что уже имеют… Конечно, мне хочется, чтобы город развивался и дальше: чтобы увеличилось количество рекреационных зон, чтобы удалось облагородить набережную и водохранилище… Все это есть в планах. Что лично от себя я хотел бы сделать, так это привести в порядок объекты коммунальной инфраструктуры и научить глав органов местного самоуправления относиться к ним достойно.
 
И, конечно, самое большое мое желание — чтобы как можно скорее выровнялась эпидемиологическая ситуация, и все мы вновь ровно и уверенно поплыли вперед по течению.