Научные успехи на благо здоровья

В отечественной лаборатории напечатанную на трехмерном биопринтере щитовидную железу успешно вживили мыши.

Рабочим инструментом для печати стал биопринтер, разработанный новосибирской компанией 3D Bioprinting Solutions, являющейся резидентом "Сколково". В отличие от ставших уже привычными 3D-принтеров, вместо полимерных материалов для создания объектов используются клетки. Наиболее оптимальным будет применение стволовых клеток, полученных одним из трех способов: во-первых, от будущего реципиента органа, во-вторых, эмбриональные стволовые клетки, и в-третьих, донорские стволовые клетки.

Идея создания биопринтера возникла в 2003 году. Именно тогда сегодняшний научный руководитель 3D Bioprinting Solutions Владимир Миронов решил расширить сферу применения перспективной технологии и направить ее на благо имплантологии. Причем, в отличие от хорошо проработанной технологии печати костей или, например, зубных протезов, Миронов решил печатать живые органы. Спустя 10 лет он смог привлечь к своей идее инвесторов, организовавших компанию. Исполнительным директором стал сириец Юсеф Хесуани, окончивший МГУ и оставшийся работать в России, а генеральным – Александр Островский, основатель сети лабораторий ИНВИТРО, которая стала основным инвестором проекта. Всего в компании работает 16 человек.

Эксперимент с щитовидной железой стал первым для компании, следом планируется провести опыты по вживлению мышам искусственных почек и печени. Для того чтобы создать технологию успешной печати человеческих органов, по мнению Миронова, потребуется не менее 15 лет. В будущем, считает он, биопринтеры станут неотъемлемой частью больниц и медицинских центров.

Впрочем, для возвращения инвестиций ждать так долго не придется. Уже сейчас запущено коммерческое производство биопринтеров, которыми могут воспользоваться другие лаборатории для тестирования, например, новых препаратов и лекарств на органах, максимально воспроизводящих настоящие. Помимо доступной цены, отечественные биопринтеры отличает и срок изготовления, составляющий около шести месяцев, что в три раза быстрее, чем, например, у американских компаний, активно осваивающих этот рынок.

Источник: "Агентство по инновациям и развитию"