Белое пятно

Мы не знаем страну, в которой живем. Странная фраза, но я ее поясню. Это не о том, что мы не знаем наизусть все населенные пункты и не сможем их отметить флажками на карте. Это означает, что мы не знаем, чего ожидать от мест, куда попадем.

Вот про Европу знаем много: где очень дорого, где магазины закрываются в 21.00, где номера на побережье маленькие, где «все включено», куда надо успеть до 10.00, пока остальные туристы не проснулись. И для этих знаний ничего специально узнавать не надо - мы просто «в курсе».
Даже если вы по какой-то причине не читаете ленту в вашей любимой социальной сети, заботливые коллеги и друзья пролистают специально для вас фотоальбом своего смартфона с подробными пояснениями. Вы их сравните со своим опытом недавней поездки «куда-то примерно туда же» и уже не избавитесь от полученной информации. Вы в курсе, что обнаружите на Лазурном берегу Франции, в горах Швейцарии, или на рождественских улицах Мюнхена. Даже если ни разу там не были и статей в Википедии не перечитывали - мы просто в курсе.
Совсем другое дело - поездка по России. Только намерение отправиться куда-то дальше Золотого кольца создает вокруг вас ореол Колумба. Даже если вам известно о существовании в месте прибытия международного аэропорта, 3G-интернета и работающих кредитках, все равно есть налет недоверия - «правильно ли это все там используется?» Вот именно одно из таких белых пятен я попытаюсь стереть с вашего глобуса. При этом, вряд ли я расскажу что-то новое, чего нельзя найти в Яндексе. Но ведь до этого момента вы Яндекс еще не спрашивали, а меня уже читаете.
Поездка на север – типичный пример белого пятна. Маршрут длиною 1500 км включил в себя: Мурманск – Сафоново – Североморск – Рабочеостровск – Соловки – Беломорск – Сортавала – Валаам – Кронштадт. Именно таким он получился по семейным причинам: Североморск – родина мамы, Беломорск – родина тети. Ехать стоит исключительно летом – в этом случае будет просто холодно, а не очень холодно, и солнце будет висеть над горизонтом даже ночью. Далее рассказываю по ходу движения.

День 1-й, Мурманск. Исторической части немного, зато все в порядке с инфраструктурой. Это областной центр с аэропортом, ресторанами, отелями, 3G и т.д. Я бы сказал – «среднероссийский провинциальный город». Специально ехать в Мурманск я бы не советовал, но с точки зрения логистики он подошел идеально для начала маршрута – меньше двух часов на самолете от Москвы – и вы за Полярным кругом. В Мурманске мы пересели в машину и следующие 1500 км ехали по земле. В самом Мурманске из обязательной программы Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», в народе известный как «Алёша». Если вас не сдует ветром и не зальет дождем, можно отправиться дальше не север на следующее утро.

День 2-й, Сафоново-Североморск-Рабочеостровск. Севернее Мурманска расположены закрытые города – военно-морские базы. Для въезда в них потребуется заранее получить разрешение. Так как мое личное участие в этом ограничилось отправкой скана паспорта, точных советов не дам – Яндекс вам в помощь. В Сафоново есть два отличных музея авиации Северного флота. Вы, скорее всего, ничего про нее не слышали, а тем не менее – именно летчики Северного (!) флота бомбили Берлин уже в августе 1941 (!) года. Там же находится дом-музей Гагарина, который начинал службу тоже на Северном флоте, это малоизвестный факт. Музеи, в отличие от курортов, очень трудно сравнить между собой объективно – ни температуры воды, ни кол-ва солнечных дней. Только по эффекту – был или нет? Комок у горла и мурашки были – отличные музеи, не пожалеете. В Североморске нам повезло попасть на флагман Северного флота – атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Осмотреть разрешено все несекретные части, включая и каюту Верховного главнокомандующего, в которой он реально находился на учениях. Ну и, конечно, ни с чем не сравнить ощущение, что прямо под тобой находится боевой заряд, делающий крейсер одним из мощнейших ударных кораблей в мире. Еще одним интересным пунктом был музей подводной лодки К-21 – в первую очередь тем, что он устроен в самой подводной лодке, можно везде пролезть и все покрутить. Очень полезно, если вы с детьми и… мужчинами. Чтобы добраться до ночи до следующего пункта, выехать надо в ранний обед, что мы и сделали. На трассе проехали отметку «Полярный круг», очень популярную у туристов – вокруг повязаны сотни ленточек и сложены сотни пирамидок из камней. Заехали в город Беломорск, на родину моей тети – вы вполне можете объехать его стороной. К вечеру мы добрались до городка-пристани Рабочестровска. Это перевалочный пункт по дороге на Соловки, специально для этого и создана инфраструктура – гостиничный комплекс, кафе, wi-fi. Условия довольно скромные, но для одной ночи вполне хватит. Отель заранее бронируется через интернет, по-моему даже карты принимали.

День 3-й и 4-й, Рабочеостровск-Соловки. Соловецкий остров с континентом связывает рейсовый катер и только он. Отель на Соловках (доступен на сайтах бронирования) похож на Рабочеостровск – бытовой минимум, но всё работает – wi-fi, приличный ресторанчик, горячая вода. А наличие неожиданно стабильного 3G в телефоне позволило даже поселить и накормить ужином двух китаянок, которые не говорили ни по-русски ни по-английски. Русско-китайский перевод Яндекса вполне справился с задачей. Работать с туристами на месте умеют – сразу после заселения мы зашли в туристический центр, где купили нужные экскурсии на удобное время. Лично для меня Соловки были пропитаны сюжетами и героями романа Захара Прилепина «Обитель». Похожее чувство у меня было, когда я прилетел в Дубровник сразу после прочтения «Внутренней стороны ветра» Павича, действие которого происходит как раз в Дубровнике. Ощущение нахождения внутри фильма или сказки усиливает и без того сильные впечатления. На Соловках надо обязательно пройти с экскурсией по монастырю-крепости, по уровню строительных технологий того времени оставляющему не меньше загадок, чем египетские пирамиды. Не верится, что просто человеческими руками можно было создать систему каналов между озерами – это же километры! Но ценны они не только сами по себе – инженерная мысль монахов работала довольно креативно – искусственные каналы приводили в движение мельницу, а нагретая вода проходила через теплицы, в которых в приполярных условиях в XVI веке выращивали арбузы. Туристам и здесь повезло – можно напрокат взять лодку и проплыть по живописнейшим местам озер и каналов. Но и не менее важная часть программы – ночная прогулка. Висящее ровно на горизонте солнце раскрашивает небо и море в фантастические цвета. Двухдневной программы вполне достаточно. Остается вечер на Рабочеостровск – место, где снимали «Остров» Лунгина. Все рядом – полутора часов вполне хватит, чтобы обойти все места съемок пешком. Рано утром выезд в направлении Ладожского озера.

Дни 5-й - 7-й, Сортавала-Валаам. Большая часть дня уходит на дорогу до Ладожского озера, город Сортавала. Чувствуется близость к Санкт-Петербургу и Финляндии – уровень сервиса и количество туристов возрастают на порядок. Мы жили в гостиничном комплексе «Дача Винтера» - если вас с завязанными глазами привезти в это место а потом спросить – «где вы?», первое, что придет в голову – в Швейцарии. Шикарные таунхаусы и коттеджи, ресторан на берегу Ладоги с витражным остеклением, собственная пристань. Я уже не говорю про оплату картами и отличный интернет. Нам повезло, что отель новый и еще не раскрученный. Думаю, что в следующем году придется уже отвоевывать места у финских туристов. Сортавала популярен у финнов в первую очередь потому что до 1940 он входил в Финляндию, после чего по итогам советско-финской войны вошел в СССР. От Сортавалы ходят уже скоростные рейсовые катера на Валаам. Сегодня этот остров - религиозно-архитектурный комплекс в идеальнейшем состоянии. Экскурсии надо заказывать заранее – туристический поток делает свое дело, на месте можно уже никуда не успеть. Тем не менее, даже самостоятельный осмотр храмового комплекса оставляет сильнейшее впечатление. Самое сильное впечатление от этих мест – природный парк «Рускеала». Это бывший карьер, мрамор из которого добывался для строительства Санкт-Петербурга. Потом по какой-то причине подземные воды вышли наружу и добыча прекратилась. Зато теперь это живописнейшее место, где можно погулять и покататься на лодках. Ровно половина моего фотоальбомы была забита гранитными глыбами, отшлифованными до идеального состояния. Место популярное – камешками были выложены названия практически всех известных мне городов России. По пути в этот парк есть еще одно традиционное туристическое место, где снимался фильм «А зори здесь тихие».

День 8-й, Кронштадт. Полдня уходит на дорогу из Сортавалы. Новые магистрали в направлении Петербурга активно строятся, но старые, при этом, в плачевном состоянии. Участок дороги от Ладоги до Кронштадта мы ехали раза в два медленнее, чем в заполярье. Учитывая, что мы уже опаздывали на «Сапсан» до Москвы, время осталось только на главную достопримечательность - Морской Никольский собор. По масштабности он показался самым величественным из увиденных мной в жизни. А я как-никак и Собор Святого Петра видел и Кёльнский собор и Храм Христа-Спасителя.
Несколько дней после возвращения я все еще не мог смириться с тем, что это все в России и до этого можно добраться. Красота природы ничем не уступала Норвегии. Плотность важных для России исторических событий разных эпох не уступает Золотому кольцу. Условия для жизни – уже достаточные, но поток инвестиций пока только увеличивается, будет намного лучше. Религиозная важность этих мест для православных огромна. Очевидно, что интерес к внутреннему туризму у россиян растет, в том числе и по причине изменения курса валют. Для тех, кто устал от пляжного отдыха, а то же Золотое кольцо проехал уже 5 раз, я бы посоветовал открыть для себя русский север. У вас будет только одно маленькое отличие от моего путешествия – вы сможете ожидать, что увидите