Лучшие кадры для лучших работодателей

Сегодня Воронежский государственный технический университет – это действительно вуз нового типа, коллектив которого уверенно смотрит в будущее и готовит своих выпускников по современным требованиям.

Это крупный научно-образовательный, инновационно-технологический и культурный центр, один из ведущих университетов инженерно-технического профиля России.

О  том, какими результатами гордится ВГТУ по итогам 2021 года, в эксклюзивном интервью PulsePRIME рассказал и. о. ректора Дмитрий Константинович Проскурин.
 
Наши студенты — наша гордость
 
Конечно, в первую очередь вуз – это студенты. Меня радует, что наши ребята очень активны: они демонстрируют спортивные  достижения, успешно трудятся в студенческих отрядах, занимаются проектной деятельностью, творчеством, волонтерством, в этом году приняли участие в переписи населения, а также поддержали прививочную кампанию.
Можно назвать немало имен, которыми мы гордимся. 
 
Так, студентка нашего вуза Екатерина Артемова вошла в десятку лучших выпускников вузов России 2021 года. Награду в Москве ей вручил пресс-секретарь Президента страны Дмитрий Песков.
 
Проект Константина Пожилых – Всероссийский конкурс профессионального мастерства студенческих отрядов «#ТрудКрут», направленный на повышение квалификации кадров, – выиграл грант в размере 5 млн рублей на Всероссийском конкурсе молодежных проектов.
 
Наш студент Кирилл Бахметьев в рамках Всероссийского конкурса интеллекта, творчества и спорта «Мисс и Мистер студенчество России – 2021» получил главную награду. Это лишь часть достижений наших студентов, и мы гордимся каждым из них.
 
Кампус мирового уровня в Воронеже
 
Помимо этого, в жизни вуза произошло много других не менее важных событий: мы открыли вторую очередь 7-го корпуса, в котором расположены учебные аудитории, оснащенные современным оборудованием,  пространство для коллективной работы «Точка кипения», актовый зал на 500 мест. Активно достраиваем новое общежитие на 300 мест, заканчиваем капитальный ремонт еще двух общежитий. На территории студенческого городка мы открыли современную многофункциональную спортивную площадку для занятий воздушно-силовой гимнастикой и игры в мини-футбол, волейбол, баскетбол и бадминтон. Все это – результат слаженной работы коллектива на протяжении нескольких последних лет.
В этом году мы вошли в программу по созданию университетских кампусов  –  проект Министерства науки и высшего образования, который проходит под эгидой Правительства РФ. Это очень яркое и значимое для нас событие. В ближайшем будущем мы планируем построить в Воронеже межвузовский кампус мирового уровня. На его территории будет расположено 4 общежития на 650 мест, где будут проживать студенты ВГТУ и других воронежских вузов.
 
Также в кампусе появятся парки, бассейн, крытый спортивный комплекс и даже детский сад. Кстати, уже в ближайшее время мы планируем создать в вузе уникальные для России пространства, где молодые мамы смогут оставлять детей на время посещения занятий.
Создание межвузовского кампуса позволит студентам воронежских вузов знакомиться друг с другом и создавать совместные научные проекты на стыке разных специальностей с привлечением известных ученых и преподавателей.
 
ВГТУ делает серьезные шаги в направлении межвузовского сотрудничества. В начале года мы подписали соглашение с Воронежским государственным медицинским университетом им. Н.Н. Бурденко и активно развиваем совместные инновационные проекты на базе центра «Точка кипения ВГТУ». Например, сейчас студенты наших вузов под руководством опытных наставников работают над созданием робота для реабилитации пациентов, пострадавших от ожогов. Планируется, что применение этой системы позволит повысить качество лечения и сократить сроки госпитализации больных. Я надеюсь, что с появлением нового кампуса интересных межвузовских проектов станет больше.
Кроме того, в этом году мы приняли участие в ряде конкурсов Министерства науки и высшего образования РФ. Один из них – масштабный проект «Приоритет 2030», направленный на поддержку и развитие высшей школы России. Хоть мы и не стали победителями (на победу мы рассчитываем в следующем году!), но, я считаю, показали очень хороший результат. В любом случае участие это дало нам возможность посмотреть на свою работу по-новому и понять, как именно ее необходимо трансформировать.
 
Трансформация университета
 
Наша приоритетная задача – пересмотреть свою позицию в плане подготовки студентов. Мы должны четко понимать, в каких кадрах заинтересованы работодатели, и в зависимости от этого выстраивать план приема абитуриентов, а не наоборот. При таком подходе одни направления могут отойти на второй план, а другие, наоборот, стать более востребованными, отвечая потребностям компаний.
 
По этой же причине мы активно сотрудничаем с правительством области и муниципальными районами. Большая часть наших выпускников работает именно на региональных предприятиях. И чтобы понять, в каких специалистах они нуждаются, мы ставим взаимодействие с госорганами в приоритет, поскольку без этого невозможно построить эффективные коммуникационные площадки между вузовским сообществом и работодателями.
 
Более того, сегодня мы все больше внимания уделяем развитию студенческого технологического предпринимательства, когда обучающиеся смогут выпускаться из стен университета с готовыми бизнес-проектами. Что это означает? Мы все знаем, что учебный план состоит из дисциплин. Перед вузом стоит задача перейти от линейного позиционирования процесса в более неформализованный, когда инициативные студенты разных направлений подготовки смогут собираться в команды (где будет экономист, юрист, технический специалист) для разработки изделия или проекта в интересах предприятий региона. Такой подход позволит вывести образование совершенно на другой уровень.
 
Сейчас Министерство готовит два больших конкурса по созданию передовых инженерных школ и студий студенческого технологического предпринимательства, или стартап-студий. Мы планируем принять в них участие и представить себя как основной инженерный вуз в регионе.
 
В то же время мы понимаем, что необходимо сделать акцент на научно-исследовательской деятельности преподавателей. Этот подход транслирует нам Министерство, и мы с ним на 100% согласны, ведь если вуз не активен на предприятиях с точки зрения решения технологических задач, он не сможет качественно обучать студентов. В связи с этим мы уже начали перестраивать систему управления, ректората и структурных подразделений.
 
В соответствии с этими задачами мы формируем и прогрессивную команду вуза – из людей, нацеленных на конкретный результат и готовых брать на себя ответственность. В январе наши сотрудники поедут на обучение в «Сколково», где будут отрабатывать стратегию развития и подходы к решению стоящих перед нами задач. Нам интересно применять лучшие мировые практики, касающиеся как культуры управления, так и цифровых технологий, которые могут помочь в обучении и развитии науки.
 
Международное партнерство
 
Наш вуз продолжает активно развивать международное партнерство: в этом году было подписано соглашение о сотрудничестве с Университетом Тайчжоу (КНР). Кроме того, мы увеличили набор на 200 человек – сейчас у нас учится порядка 1000 иностранных студентов.
 
Конечно, прежде всего, для нас, это имиджевый проект, который в то же время направлен на экспорт нашего образования. Ведь уже сформировано целое сообщество выпускников, благодаря которому мы имеем возможность не только привлекать в вуз новых студентов, но и оценивать, как наши технологии и знания можно применять в другой стране. Кроме того, это способствует появлению крупных международных проектов в содружестве с зарубежными учеными.
 
Смелые планы
 
На 2022 год у нас амбициозные планы. Помимо всего перечисленного, мы намерены совместно с партнерами при поддержке Министерства реализовать масштабный проект по созданию в России высокотехнологичных производств в строительной сфере. Совместно с ведущими предприятиями стройиндустрии мы планируем создать новые проекты высокотехнологичных домов, и для  этого у нас имеется огромный научный потенциал. Не менее масштабные проекты планируем реализовать совместно с ведущими предприятиями машиностроительного комплекса.