Научиться чувствовать

В третий раз в Воронеже прошел Международный образовательно-театральный фестиваль «Шекспирия».

В его программу вошли показы спектаклей, в которых актерами выступили дети, творческие лаборатории для подростков, практическая конференция для педагогов английского языка и семейный праздник в парке.  Главная особенность «Шекспирии» заключается в том, что это в первую очередь образовательная площадка для детей, которые посредством театральных практик открывают в себе прекрасный мир. Джонотан Солвей, Солимано Понтаролло и Йен Рэби, которые на протяжении всего фестиваля знакомили ребят с театральным искусством и вместе с ними открывали новые грани сонетов Уильяма Шекспира, рассказали о том, как театр влияет на ребенка и почему красной нитью через весь фестиваль проходит тема человеческих взаимоотношений и торжества дружбы.

 

Джонотан Солвей
Британский актер и режиссер, преподаватель английского языка. Основатель Московского театра английского языка на базе Маяковского театра.

Каждый из руководителей лаборатории вместе с ребятами представил свое видение известных работ величайшего английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Мы выбрали 3 сонета и разбирали, каким образом сможем воплотить их на сцене. Например, в одном из них речь шла о мужчине, который описывает свою возлюбленную. Мы представили этот сюжет как историю о мальчике и девочке, которые идут на свидание, и она начинает злиться, потому что он говорит ей мало комплиментов. Нам важно было сделать так, чтобы тексты, написанные 400 лет назад и представленные на сцене сегодня, прозвучали актуально и были поняты зрителем.
Произведения Уильяма Шекспира — это гениальные великие истории, он пишет об очень важных человеческих чувствах — любви, дружбе, ненависти, зависти, ревности… Мы много говорили об этом с ребятами во время занятий в лаборатории. А показывая все эти эмоции на сцене, играя, дети учатся правильно выражать их в собственной жизни.
Я часто провожу занятия с детьми в школах и студиях и всегда говорю: «Возможно, что опыт работы в театральной мастерской не сделает из ребенка великого актера. Но он получит очень важные в современном обществе навыки: умение выступать публично, убеждать аудиторию, высказывать свое мнение — все это очень важно для его профессионального будущего».

 

 

Солимано Понтаролло
Ведущий актер TIB Teаtro Belluno, художественный руководитель Dаnielа Nicosiа, ведущий актер Shifting Point в Вероне. Руководитель молодежных театральных студий в Вероне.

Несмотря на то, что мы живем в мире высоких технологий, каждый из нас состоит из плоти и крови, все мы — живые. И театр (а театр Шекспира в особенности) призывает нас вспомнить о том, кто мы есть на самом деле. Ведь человеку в первую очередь необходим контакт с другим человеком. Дружба входит в нашу жизнь одной из первых, даже раньше, чем любовь. Потом возникает целая гамма сложных чувств и эмоций, которые ребенок должен научиться переживать и выражать. И именно счастье общения открывают для себя дети с помощью театрального опыта: они разговаривают, играют, шутят друг с другом. И мир Шекспира начинает казаться им уже не таким далеким и сложным, как в начале пути. Я зафиксировал колоссальное изменение, произошедшее в ребятах на моих глазах. Во время спектакля один из актеров произносит слово «любовь». На первой репетиции для них это было просто слово. Затем я просил каждого порассуждать о том, что такой любовь. И чем больше мы углублялись в это, тем отчетливее я видел, как меняются глаза детей. И, в конце концов, слово «любовь» наполнилось для каждого из них особым смыслом.

 

 

Йен Рэби
Руководитель театральных студий в Украине и Латвии. Один из его проектов — театральныwй фестиваль «Шерлок Холмс» в Риге.

В Англии есть очень много книг, в которых представлен подробный разбор сонетов Шекспира. Но могу сказать, что сейчас сонеты там не настолько популярны, как в России, и очень приятно, что русские люди так глубоко интересуются творчеством великого автора.
В рамках фестиваля я руководил проектом Шекспирия Kids: моими воспитанниками были самые маленькие его участники, которые только начинают знакомиться с таким понятием, как «театр». Но если говорить про ребенка-зрителя, то он может быть любого возраста: чем раньше человек начнется учиться созерцать живое искусство и получать энергию, которую отдают актеры, — тем лучше. Хорошо помню, как в 3 года увидел один из первых в моей жизни спектаклей — «Макбет». Мне было интересно, несмотря на то, что тогда я понимал далеко не все. В более сознательном возрасте я видел его еще несколько раз и получил совершенно другие эмоции, открыл новые смыслы. Все это очень полезно для ребенка.
В целом же в Англии ребята начинают регулярно посещать театр лет с 9, ведь это тоже своего роди дисциплина: если мультфильм можно перемотать, то во время спектакля ребенок должен полностью погрузиться в его атмосферу. Современным детям из‑за обилия информационных потоков это бывает непросто: они рассеянны, постоянно переключаются с одной темы на другую и нередко не могут найти себя. В этом смысле театр помогает ребенку сформироваться как личность.

 

 

Вадим Кривошеев

Главный режиссер Воронежского ТЮЗа, выпускник режиссерского факультета Леонида Хейфеца, мастер курса Воронежской академии искусств. Актер Воронежского Камерного театра.

Мы выбирали сонеты к работе вместе с детьми, и они выбрали тему войны, вражды как личной, так и между народами. Ведь дружба антагонист войны, и в данном случае мы с ребятами шли от обратного и размышляли о том, что случится, если на планете перестанет существовать дружба.

Вместе с Йеном в рамках фестиваля мы работали с самыми маленькими участниками. И знаете, даже у взрослого артиста важно спросить, как он понимает произведение. Если же речь о малышах – то еще более важно понять, на какой степени осознания текста, который мы берем к инсценировке, он находится. И я рад, что наши с ребятами мысли совпадали, и мы приходили к единым выводам.

Как преподаватель актерского мастерства я считаю, что профессиональные занятия для ребенка начинаются с 14 лет: когда перед нами уже сформировавшаяся личность, когда человек готов полноценно размышлять над проблематикой произведения, вкладывая в это свои эмоции. До этого возраста занятия в театральной студии, скорее, выступают в качестве развивающих уроков, направленных на постановку речи, развитие координации и внимания - все это помогает ребенку раскрепоститься. И, конечно, в случае «Шекспирии» такие занятия направлены еще и на изучение английского языка. Такой симбиоз иностранного языка и театра очень полезен для ребенка.