Эмоциональный интеллект – модный тренд или необходимость?

Дэниэл Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект», не стал первым, кто обратился к этой теме, но именно благодаря его публикациям, все громче и чаще обсуждается вопрос важности этой способности для эффективного лидерства.

 Были проведены исследования, которые показали, что высокий уровень IQ (интеллекта) не является гарантией успешности на управленческих и лидерских позициях. Многие руководители, не умеющие справляться с эмоциональным напряжением, неадекватно оценивающие себя и свои команды, а также те, кто переходит грань между ведением за собой и манипуляцией, рано или поздно принимают фатальные для бизнеса решения.

Приходилось ли Вам встречать гениев, неспособных общаться с людьми? Или руководителей, взрывающихся при малейшей проблеме, бурно и не всегда адекватно выплескивающих на своих подчиненных недовольство? Или не умеющих повести за собой, правильно организовать работу в коллективе и вдохновить на подвиг управленцев?

Так что же понимается под эмоциональным интеллектом? Выделяют пять основных качеств - самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Первые три направлены на себя, последние два – на окружающих. Итак, самопознание, позволяющее нам точно знать свои сильные и слабые стороны, возможные реакции на разные жизненные ситуации, свои драйверы и триггеры, жизненные ценности и цели. Адекватно оценивая свои ресурсы и границы, мы ставим умные (SMART) цели, не беря на себя невыполнимый груз и чувствуя уверенность за свои действия. Задайте вопрос кандидату при приеме на работу о его неудачах и посмотрите, как он ответит на этот вопрос – будет ли обвинять других или проанализирует свои ошибки, расскажет ли с негативными эмоциями, либо улыбнется.

Умение посмеяться над собой и своими неудачами – одно из проявлений эмоционального интеллекта. Также как и умение реально оценивать себя – без преувеличения побед и без принижения своих достоинств.

Саморегуляция – именно она не позволяет нам срывать злобу на окружающих, кидать тяжелые предметы в сотрудников, переходить на личные оскорбления при «разборе полетов». Она помогает нам включать нужные реакции и эмоции, помещать себя в нужное состояние и управлять своими реакциями. Особенно это становится актуально во времена сложные, нестабильные и непредсказуемые. Управление изменениями требует стойкости. Да, биологические импульсы движут нашими эмоциями, бывает, что контролировать себя очень сложно, но без этого навыка – мы заложники своей биологии. И дело не только в эмоциях, мы также должны уметь правильно распоряжаться и другими своими ресурсами, например, вр

еменем и энергией. Очень хорошо помогает в таких случаях методика дифференцированных функциональных состояний (ДФС), подробно изучить которую стоит у меня в ближайших планах. Мотивация – отличающая черта всех эффективных лидеров. Это стремление к достижению результатов, самообразованию, самосовершенствованию. Это постоянное поднимание личной планки. И не по причине финансового стимулирования, а по внутреннему убеждению. Именно это качество заставляет задавать вопросы: «Как это можно сделать иначе?» и «Как это можно сделать лучше?», а также относиться философски к неудачам. Начав с самомотивации, настоящие лидеры умеют мотивировать команды, будучи в эпицентре созданного движения и служа примером.

Далее идет эмпатия – способность понимать чувства других людей, смотреть на ситуацию под разными углами, с разных точек зрения. Это принятие и уважение межкультурных особенностей, религиозных традиций, разных убеждений и ценностей. Особую роль этот навык играет в деле привлечения и удержания талантливых сотрудников, объединения разновозрастных и многофункциональных коллективов, и особенно в привлечении к работе представителей креативного класса. Именно коучинг и наставничество помогают достичь необходимый для развития таланта в компании уровень взаимопонимания, вовлеченности и сохранить преемственность. Эмпатия просто необходима при подготовке и участии в переговорах. Мы привыкли к фразам «жесткие переговоры» или «как добиться своего при переговорах». А ведь зачастую нужно просто понять истинную мотивацию и свою и противоположной стороны, чтобы достичь взаимовыгодного исхода. Или бывает, что мы неправильно трактуем язык тела, мимику и жесты представителей других бизнес-культур и теряем шансы найти общий язык, не попытавшись понять, что они означают. Противники «чувств на рабочем месте» не понимают, как можно говорить о подчинении, выполнении обязанностей, достижении результатов и одновременно понимать все беды и нужды подчиненных. Нет ли здесь противоречия? Позволяет ли эмпатия руководителю принимать жесткие решения? Понимать, не означает жалеть и допускать поблажки. Как показывает практика, даже самые жесткие решения могут быть донесены до коллектива по-разному. А понимание своих сотрудников дает возможность использовать это знание в направлении их энергии в нужное русло.

И, наконец, социальные навыки – кульминация и комбинация всех предыдущих, выражающиеся в способности выстраивать отношения с людьми, правильно использовать их ресурсы, умение подобрать правильную мотивацию, правильный подход к каждому сотруднику, объединять их в рабочие группы, выстраивать отношения с партнерами и конкурентами. Это не просто способность «быть приятным в общении» человеком или «дружелюбным и милым». Это умение достигать эффекта синергии через рабочие деловые связи и партнерства. Врожденное ли это качество или приобретенное – спор не утихает, но большинство исследователей считает, что уровень эмоционального интеллекта повысить можно. Однако, многие массовые тренинги на эту тему не приносят результата, так как пропагандируют групповой и традиционный подход. В то время как это больше индивидуальная работа, требующая наблюдения, анализа стороннего и самостоятельного, получения обратной связи, перелома поведенческих привычек и построение новых. Это длительный и трудный процесс, который приносит ощутимые результаты.

Повышайте свой уровень эмоционального интеллекта и становитесь лучшей версией себя!