Риски при работе с само­занятыми

В последнее время бизнес, который заключил договоры с самозанятыми, налоговики автоматически относят в зону риска. Инспекторы подозревают, что договор подряда «прикрывает» трудовые отношения. Такой исход лучше предотвратить заранее.
ФНС разработало скоринговую систему, выявляющую организации с признаками подмены трудовых отношений отношениями с самозанятыми. Она анализирует периодичность выплат, а также взаимосвязь с бывшими работодателями и их клиентами. Обнаружив связи, инспектор предложит «уточнить обязательства» — признать отношения трудовыми и доначислить страховые взносы и НДФЛ с выплат.
 
«Дерзким» грозят провести проверку совместно с трудовой инспекцией.
 
Чем это грозит?
 
Административной ответственностью (п. 4 ст. 5.27 коаП),
 
Штрафом (для юридического лица от 50 до 100 тыс. рублей, для должностного лица от 10 до 20 тыс. рублей).
 
Возможным доначислением страховых взносов и НДФЛ с выплат, причем за весь период по этому договору. если сумма неуплаченных налогов достаточно крупная, возможно привлечение к уголовной ответственности.
 
Возможным обращением лица, договор с которым переквалифицировали, к компании с денежными требованиями, касающимися оплаты больничных и отпусков.
 
При заключении договора с самозанятым, предприниматель должен четко понимать, что это договор гражданско-правового характера. И самый главный риск, которого нужно избежать, — риск переквалификации в трудовой договор.
 
10 правил для предпринимателя.
 
1. в течение 2-х лет не увольнять и не принимать бывшего сотрудника в качестве самозанятого (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).
2. Получить документальное подтверждение применения гражданином режима налогообложения в виде налога на профессиональный доход: запросить справку о применении режима НПД из приложения «мой налог».
3. Периодически проверять статус самозанятого в соответствующем разделе на сайте npd.nalog.ru.
4. Своевременно уточнять, разрешены ли услуги, оказываемые самозанятым, Федеральным законом № 422-ФЗ.
5. Подготовить документальное обоснование деловой цели взаимодействия с самозанятым: конкурентные преимущества, отсутствие единицы в штатном расписании и так далее.
6. Следить за тем, чтобы работа имела разовый характер или четкую направленность на конечный результат.
7. Запрашивать чеки об оплате и акты выполненных работ (акт должен быть конкретным и с подробным описанием).
8. По возможности проследить, чтобы компания не была единственным контрагентом самозанятого. риски снижает заключение договора через биржи самозанятые.рф или Birzhaautsorsinga.ru.
9. Включить в договор с самозанятым подтверждение статуса, обязанность уведомления в случае утраты статуса, выдачу подтверждающих документов (чека и акта).
10. Предмет договора с самозанятым не должен напоминать трудовую функцию, устанавливать режим рабочего времени, указывать должность самозанятого, устанавливать подчинение должностному лицу компании. также в договоре не могут отсутствовать сроки выпол-
нения работ.
 
Помните, что серьезное отношение к «формальному» документообороту поможет избежать крупных финансовых потерь.