Споры о детях

Как известно, по статистике в России около 60 % зарегистрированных браков заканчиваются разводом. При этом больше всего от развода супругов страдают, конечно же, дети.

 

            Любой детский психолог скажет вам, что сам факт расставания родителей, даже, если оно происходит в цивилизованной форме, для ребенка, особенно малолетнего – серьезная психологическая травма.

            Поэтому задача родителей в этой ситуации – помочь ребенку пережить развод родителей с минимальными потерями.

            Однако, к сожалению, на практике родители зачастую  не только ничего не делают, чтобы смягчить последствия их развода для ребенка, а, напротив, активно используют его для сведения счетов с бывшей своей второй половиной, воздействия на нее, либо прямого шантажа, удовлетворения своих амбиций и комплексов, забывая о том, что дети – это не часть общесупружеского имущества, а живые люди, да еще и находящиеся в беспомощном и полностью зависимом от родителей состоянии.

            Проявляется это в так называемых спорах о детях.

            Казалось бы, закон разрешает вопросы взаимоотношений родителей с несовершеннолетними детьми после развода предельно четко и понятно.

            Согласно действующему семейному законодательству, родители наделены абсолютно равными правами по участию в воспитании ребенка и содержании, включая общение с ним, которые одновременно являются и обязанностями родителей, при расторжении брака между супругами их несовершеннолетний ребенок остается проживать с одним из родителей по их соглашению, а при недостижении между ними согласия – по решению суда, второй родитель сохраняет право на участие в воспитании ребенка и несет обязанность по его содержанию.

            На практике столь простое правило сплошь и рядом игнорируется одним, а то и обоими разводящимися супругами.

            Забывая о том, что перестав быть супругами, они пожизненно  остались родителями общего ребенка, такие граждане начинают использовать ребенка, причем не чужого, а своего, родного, для того, чтобы наказать своего бывшего, или бывшую, или в качестве дополнительного аргумента в споре по разделу общесупружеского имущества.

            Иногда это приобретает совершенно дикие формы. Любой практикующий в сфере семейных дел юрист может привести несколько таких случаев Были они и в нашей практике.

            Так одна, с позволения сказать, мамаша, желаю добиться от бывшего мужа увеличения своей доли в общем имуществе, запретила своему 5-летнему сыну общаться с отцом, которого, к слову, тот очень любил, заставляла его выбрасывать в урну, игрушки, подаренные отцом, которых он очень ждал и, в довершение всего, в ходе судебного спора настояла на допросе малыша в судебном заседании, в котором тот, давясь слезами, повторял заученные фразы о том, что «папа плохой и я не хочу с ним общаться», пока судья не спросил его, показывает ли ему папа самолеты (папа был военным летчиком), на что ребенок, разрыдавшись, стал взахлеб рассказывать, что папа показывал ему не только самолеты, но и вертолеты и вообще ему очень хочется с ним общаться, только мама не разрешает

            Другие «любящие» родители организовали целую детективную историю, в ходе которой неоднократно взаимно перехватывали друг у друга 3-летнего сына с привлечением различных родственников, работников ЧОПов, сотрудников полиции, захватами в детском саду, блокированием автомобилей, в котором перевозили ребенка, взаимными потасовками и т. п., не говоря о ругани, криках и взаимных оскорблениях.

            Третий отец, решив наказать свою неверную супругу, насильно отобрал у нее двух сыновей – 1,5 и 4 лет, несмотря на то, что первый еще находился на грудном вскармливании и, пользуясь, наличием достаточных средств прятал их в загородном отеле, причем сам там ни разу даже не появился, доверив сыновей нанятой им сиделке и даже решение суда об отобрании детей не остановило его. Для исполнения решения потребовалась помощь профессиональных частных детективов.

            Хочу отметить, что во всех описанных случаях речь идет не о каких-то отщепенцах и отбросах общества, садистах, намеренно издевающихся над своими детьми. Напротив, все эти люди обременены высшим образованиям, хорошо обеспечены, относятся к так называемой «элите общества», в общении демонстрируют интеллект и хорошее воспитание, все они твердо убеждены, что любят своих детей и все их действия, в первую очередь, продиктованы этой любовью. Они реально уделяют своим детям много времени тратят на них много средств.

            Однако понять элементарные вещи, что нельзя использовать столь любимого ими ребенка  как таран для нападения на бывшего супруга, или защиты от него, что их действия делают ребенка психологическим инвалидом и неизвестно, удастся ли ему вообще в будущем преодолеть последствия этой травмы, эти образованные, воспитанные, успешные и любящие своего ребенка люди почему-то упорно не хотят.

            В этой связи хочется напомнить известную притчу о том, как ветхозаветный царь Соломон разрешил спор о ребенке между двумя женщинами, каждая из которых утверждала, что она – настоящая мать и даже приводила в подтверждение своей позиции свидетельские показания.

            Тогда царь Соломон сказал, что, с учетом отсутствия однозначных доказательств  в пользу одной из сторон, по справедливости нужно будет разделить ребенка поровну и приказал стоящему рядом воину (аналог судебного пристава) разрубить ребенка и отдать каждой из сторон по половине.

            Услышав это, одна из женщин закричала, что отказывается от своих требований и просит отдать ребенка другой женщине. После этого царь Соломон приказал отдать ребенка той которая отказалась от него, так как справедливо посчитал, что именно она – настоящая мать ребенка, так как любящая мать никогда не позволит сделать своему ребенку зла, даже, если для этого придется поступиться чем-то своим.

            Поэтому, заранее принеся извинения за назидательный тон, хочу обратиться к очередным бывшим супругам, которые начинают очередной спор о детях.

Уважаемые господа, если вы не смогли сохранить семью, то ребенок в этом совершенно не виноват. Если это произошло, вы можете с азартом делить свое имущество, доказывать бывшему или бывшей его (ее) неправоту, но не с использованием ребенка и не за его счет. Ребенок и его интересы – это та сфера вашей жизни где вам просто необходимо договариваться со столь нелюбимой, а то и ненавидимой бывшей половинкой, поступаясь при этом своими амбициями и своим эго и забыв о всех неправильных, а может быть вопиющих поступках бывшего супруга (супруги)

В противном случае, ваш единственный и неповторимый сын или уникальная дочь становятся в один ряд с вашими многочисленными квартирами, машинами, акциями, долями и прочей ерундой, и чтобы логически завершить ваши распри, ребенка, действительно, нужно физически распилить на две части, его душу вы уже распилили.