Современная медицина: как быть в тренде?

Растущая конкуренция в частном и государственном секторе здравоохранения побуждает искать новые подходы в управлении, внедрять эффективные технологии лечения и заботливый гостеприимный сервис. На руководителе клиники лежит большая ответственность, ведь речь идет о самом ценном — о здоровье людей. Важно не только качественно оказывать медицинскую помощь, но и быть доступными и удобными для всех категорий населения. Я считаю, что результат достойной работы современной клиники — количество пациентов, пришедших повторно. Факторов, влияющих на это, множество. Но сегодня, помимо качества оказываемых медицинских услуг, важно следовать современным тенденциям в здравоохранении и совершенствовать сервисную составляющую. К сожалению, медицина — это та сфера, которая довольно медленно поворачивается лицом к трендам, в отличие от бьюти- или ресторанной индустрии. Но тенденции витают в воздухе, и они неизбежно внедряются в работу.

1. Внедрение искусственного интеллекта и мобильных приложений.
Интеграция технологий искусственного интеллекта в медицинские информационные системы позволяет улучшить организацию лечебно-диагностического процесса. Наши пациенты могут ознакомиться с результатами обследований в личном кабинете, записаться на прием через мобильное приложение, увидеть результаты анализов в электронной медицинской карте в своем смартфоне в любом месте, в любое время. Гаджеты тесно пересекаются с медицинской сферой — постоянно модернизируются портативные устройства, удобные в эксплуатации. Наручные часы с опцией снятия ЭКГ — это уже реальность для многих стран. В 2018 году FDA одобрило использование Apple Watch в качестве медицинского устройства.
2. Иммерсивные технологии.
Применение виртуальной реальности в здравоохранении варьируется от реабилитационной терапии и экспозиционной терапии тревожных расстройств до помощи в когнитивной и физической реабилитации. С помощью очков виртуальной реальности мы можем проводить лечение многих психологических проблем (прежде всего, избавление от фобий), иллюзия «нахождения там» помогает дополнять традиционную психотерапию. Виртуальная реальность создает ощущение присутствия, и пациенты гораздо лучше справляются с поставленными задачами в симуляции реальных ситуаций при поддержке психотерапевта, чем при обычных беседах с доктором. Эффект полного погружения активно используется также в экспозиционной терапии тревожных расстройств.
3. Психическое здоровье становится приоритетом.
Многие заболевания, в том числе и хронические, относятся к числу психосоматических расстройств и вызваны неправильным поведением. Массовыми причинами заболеваемости в развитых странах являются переедание, курение, недостаток физической активности, злоупотребление психоактивными веществами. По статистике, 70 % взрослых с поведенческим расстройством здоровья также имеют проблемы с физическим здоровьем. Огромное влияние на психику оказывают внешние факторы,
события, происходящие в стране, негативный контент в соцсетях. Все это подрывает психоэмоциональное состояние населения и проявляется в нарушениях здоровья. Поэтому долг медицинcких учреждений помочь людям в сложной ситуации, оказать помощь и улучшить качество жизни.
4. Здравоохранение становится более персонализированным.
Усредненные схемы лечения и профилактики болезни уже не дают нужного результата. Современное персонализированное медицинское обслуживание предполагает адаптацию к индивидуальным потребностям пациента. Очень важно в каждом случае предсказать риск заболевания или реакцию пациента на лечение. Уже сейчас в арсенале инструментов есть генетические тесты, анализы на уровень гормонов, аллергены, исследования чувствительности к пищевым продуктам, потребнос­тям в витаминах. На основании комплексного обследования организма врач может подобрать оптимальное лечение, разработать индивидуальную программу с лечением на базе стационара, и подсказать, как заботиться о себе, как снизить риск рецидива заболеваний, к которым была выявлена предрасположенность.
5. Повсеместное внедрение программ корпоративного здравоохранения — модный тренд
или базовая потребность? Финансовый успех предприятия зависит от уровня работоспособности сотрудников, поэтому контроль за здоровьем персонала постепенно ложится на руководство. При работе с медицинской компанией напрямую система ДМС помогает снизить риски, связанные с временной потерей трудоспособности, улучшить репутацию компании и повысить уровень лояльности сотрудников.
6. Качественный сервис.
Сейчас выигрывают те клиники, где создано понимание, что качественная медицинская помощь и качественный клиентский сервис — это то, что побуждает пациента приходить снова и снова. Мы уделяем большое внимание сбору обратной связи, я лично рассматриваю жалобы и стремлюсь к тому, чтобы каждый пациент остался доволен посещением нашей клиники. Клиентский сервис в медицинской клинике — это услуга плюс обслуживание. Услуга — то, что сотрудники делают для пациентов (консультация, диагностика, оперативное вмешательство), а обслуживание — то, как они ведут себя при оказании услуги. Ведь пациент, обращаясь в платную клинику, хочет получить, помимо качественной медицинской помощи, заботу и внимание.