Методолог образовательных проектов, предприниматель, коуч ICF

@kirechenkov

Навыки, которым не учат в школе

В силу своей деятельности я много общаюсь с современными детьми, их родителями, педагогами и предпринимателями. Им всем я задаю один и тот же вопрос: какими навыками, качествами и компетенциями должен обладать современный выпускник школы или института, вступая во взрослую жизнь и начиная выстраивать свой успех и счастье самостоятельно. 

Идея о том, что школьных знаний и баллов по ЕГЭ явно не достаточно для достижения успеха и счастья не новая, об этом есть много исследований, списков навыков 21 века и так далее. В этом соглашаются все - и дети и родители и учителя.

Хочу поделиться тремя главными неожиданными выводами из моих опросов. 

Во-первых, самые глубокие ответы дают три категории людей - успешные топ-менеджеры и предприниматели, коучи и методологи и самые маленькие дети. Они в большей мере говорят о правильных ценностях, смелости, доброте и служении и другим глубинным характеристикам характера.Культура легких решений, быстрых результатов, социально одобряемого успеха, судя по всему, захватывает нас где-то по пути из детского сада к первому миллиону долларов. Детям и миллионерам все понятно, остальные в поисках. 

Во-вторых, после опросов всех сторон видна одна из главных сложностей ситуации - неопределенность того, на ком лежит ответственность за развитие тех навыков, которым не учат в школе. Родители вроде и хотели бы помочь развивать способность к саморефлексии или работе с уверенностью в себе, но у них явно не хватает методов. Учителя в школе хотели бы, но объективно не успевают преподавать и ЕГЭ и гибкие навыки. В дополнительном образовании не могут сформулировать быстрые результаты развития, например, ответственности за свои результаты и навыку решения комплексных проблем - навыки очень востребованные, но слишком сложные для оценки и тренировки. Поэтому рынок движется в эту сторону медленно.

И в-третьих, нашему мышлению при ответе на этот вопрос очень сложно оценивать скорость изменений мира вокруг, нашей жизни и в конце концов рынка труда. Отвечая на вопрос, какие навыки нужны будут выпускнику, у родителей есть ощущение что мир будет меняться примерно с той же скоростью, с которой меняется сейчас. Поэтому родители хотят видеть в будущем выпускнике навыки, которые будут актуальны сегодня и может быть завтра. Но когда ответ дают топ-менеджеры - люди с большими данными, то оказывается, что эти выпускники будут работать и реализовываться совсем в другом мире с другими запросами. 

Вывода из этих наблюдений у меня тоже три: развивающий и образовательный процесс важно выстраивать основываясь не на сегодняшнем дне, а на прогнозах; заниматься планированием развития должны не родители, а профессионалы, родителям важно найти кому делегировать этот процесс и помогать, но не быть тем, кто за это отвечает и, наконец, как никогда важно работать не с навыками и компетенциями, а ценностями и характером. 

 

Текст подготовлен при поддержке Центра "Мой бизнес"