Современная музыка: какая она?

Итальянский композитор Людовико Эйнауди намеренно не использует сложные приемы и формы в своем творчестве. И я придерживаюсь такой же позиции.

Музыка современных композиторов имеет значительные отличия. Ее главная особенность заключается в том, что она более понятна слушателям. Почему? Ответ прост. Разум человека давно изменился: присущее ему клиповое мышление не позволяет концентрироваться на чем‑либо более 5 минут — это характерно не только для молодежи, но и для людей 30‑40 лет. Думаю, именно это и стало одной из причин упрощения музыки.

Да, академические произведения создаются по сей день, но они перестали иметь столь важное значение для людей. Сегодня редко можно услышать симфонии на несколько десятков минут: такие длинные концертные произведения уже не столь популярны, как, скажем, короткие скетчи Кирилла Рихтера.

Возможно, сыграл роль еще и тот факт, что появилось много не академических музыкантов, имеющих только базовое музыкальное образование или не имеющих его вовсе. Например, Кирилл Рихтер окончил музыкальную школу экстерном всего за год. Игорь Хабаров — самоучка: в детстве он учился играть не по нотам, а по циферным раскладкам.
Я читал, что итальянский композитор Людовико Эйнауди намеренно не использует сложные приемы и формы в своем творчестве. И придерживаюсь такой же позиции. Конечно, иног­да пишу в стол сложные джазовые свинги, но подобная музыка реже увлекает слушателей. Как и у многих современных композиторов, в списке моих приоритетов на первом месте стоит понятность той истории, которую я рассказываю публике.

При этом музыкальным критикам не дает покоя вопрос: каким термином стоит обозначать инструментальную музыку современных композиторов, таких как Людовико Эйнауди, Ханс Циммер, Yiruma, Янн Тьерсен и других. Чаще всего ее называют неоклассикой. Термин прочно закрепился в умах общественности и в СМИ, и в какой‑то степени его можно назвать коммерчески привлекательным. Но я считаю, что он не совсем корректный и внут­ренне не согласен с ним.

Если обратиться к истории, то можно увидеть, что неоклассикой принято называть музыку начала XX века, а неоклассицизм — это подражание музыкальным традициям эпохи классицизма, то есть Моцарту, Гайдну и Бетховену. Произведения же современных композиторов, на мой взгляд, уместно было бы обозначать терминами постклассика или современная классика. Рассказывая о себе, я всегда говорю именно так.

Мнений много, и вопрос остается открытым. Но главное заключается в том, что все мы, композиторы, пишем музыку, которую чувствуем и которая находит отклик в сердцах людях.