История одного театра

Еще год назад место между Гимназией им. Басова и управлением культуры мало чем могло привлечь рядового воронежца. Теперь оно станет центром притяжения всех жителей города и не только. Ведь здесь возвышается здание с простой и стильной вывеской Chаmber Theаtre (Камерный театр).

Когда‑то давно здесь рос вишневый сад. Символично, не правда ли,для места, где через несколько десятков лет
появится Камерный театр. После войны сад исчез и превратился в пустырь. И еще долго оставалось бы это место пустым и никому не нужным, если бы
знаменитому Воронежскому Камерному театру не стало тесно в своем старом здании… В итоге, чуть более года назад здесь заложили первый камень нового
театра. Сергей Куцевалов, архитектор, проектировавший новое здание вспоминает,
История одного театра что и ему, и Михаилу Бычкову, художественному руководителю театра, изначально хотелось, чтобы здание находилось в центре города, а не где‑то на его окраине:
«Это решение лежало на поверхности: театр просто обязан располагаться в самом сердце города: в тихом, уютном, но в то же время знакомом каждому жителю месте. Нам предлагали немало вариантов, но ни один из них не отвечал нашей идее в полной мере, пока, наконец, выбор не пал на этот укромный уголок позади гимназии им. Басова»

Как только сворачиваешь в проулок с улицы Карла Маркса, не веришь своим глазам. Справа от тебя кипарисовая зеленая дорожка, слева — модерновое здание из оранжевого кирпича. А где же колонны, ступеньки, где же помпезность, которая вспоминается всем сразу же при одном только слове — театр? Ничего этого нет! Здесь все просто и лаконично, ведь главное в театре — это не его внешность, не дизайн, а, конечно же, спектакли! Ничего не должно отвлекать зрителей от содержимого! Именно поэтому главным стилем нового здания был выбран лофт, который традиционно считается одним из самых демократичных стилей: «Это открытые конструкции и фактуры, техногенные решения, современное отношение к пространству: характерные именно для этого стиля просторные светлые помещения — объясняет Сергей Куцевалов. — Такое решение как нельзя лучше подошло для этого здания. Ведь за годы существования Воронежского Камерного театра его руководителю — Михаилу Бычкову — удалось создать определенную эстетику театрального действия, которая и определила то, каким будет новое здание: без лишних деталей, максимально функциональное, но в то же время современное, необычное, завораживающее, где каждый штрих не случаен… Все это воплотилось в основном зале. А затем появилось две дополнительных сцены — малый зал как экспериментальный (в нем может расположиться порядка 70 зрителей) и сцена на крыше». Что может быть интереснее, чем построить здание на своей географической родине? Именно таким проектом стала для архитектора Сергея Куцевалова эта работа: «Я считаю, что вместе с Михаилом Бычковым и соавтором дизайна интерьера — воронежским дизайнером Михаилом Степучевым — мы создали классический пример брутального функционализма. Дело в том, что когда начиналось работа, я потребовал себе помощника в разработке дизайн-проекта, так как создание интерьера требует каждодневного присутствия на стройке, а это я не мог себе позволить. Поэтому Бычков предложил кандидатуру Степучева мне в соавторы. И мы с ним хорошо сработались. Он вложил в отделку главных помещений немало хороших идей. Новое здание театра близко по своему стилю к Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача в Москве, здание которой я проектировал вместе с театральным художником Давидом Боровским. Но московский проект апеллирует к эстетике начала 20 века (поздний модерн), а этот получился более современным». Конечно, это было рискованно — выбрать такой необычный стиль, ведь люди привыкли видеть театры совершенно другими. Однако все когда‑то было новым, люди привыкали, и это новое становилось классикой. «Быть может, прошлое поколение назвало бы это отвратительным — рассказывает архитектор, — но я не понимаю слово «красота» в принципе: очень субъективное понятие, временное… Это не абсолютная величина, и каждое поколение воспринимает красоту по‑своему. Мы не стремились угадать, что подумают другие люди — мы вместе с Михаилом Бычковым просто работали так, как чувствовали».

Как отмечают создатели нового театра, если в нем будет налажена функциональная работа, если будут задействованы в полном объеме все площадки и репетиционные помещения, то он превратится в настоящий театральный комплекс, где будет кипеть творческая работа молодых артистов и режиссеров
и где зрители будут знакомиться с ее плодами. В театре много потенциальных возможностей, которые осталось только
лишь использовать в полной мере — его появление значительно повлияет на культурную жизнь Воронежа.