Юридическая помощь - бесплатно!

Теперь свои юридические проблемы граждане смогут решить бесплатно - с помощью юридической клиники, которую создали студенты воронежского госуниверситета.

Юридическая клиника – совместный проект юридического факультета Воронежского государственного университета и Ассоциации юристов России, который зародился в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» N 324-ФЗ от 21 ноября 2011 года, который предусматривает наличие у каждого юридического факультета или вуза своей юрклиники. Об истории ее создания рассказал руководитель, студент четвертого курса юридического факультета Олег Лозенков.

– Инициатива создания бесплатного консультационного центра появилась у члена Совета молодых юристов, аспиранта юридического факультета ВГУ Сергея Хаустова еще до принятия закона, в результате его знакомства с работой Санкт-Петербургской юрклиники. В то время как в других вузах Воронежа клиники создавались «сверху», как формы прохождения обязательной практики студентов, в Воронежском госуниверситете этот процесс шел «снизу», по инициативе самих обучающихся. Сначала на базе юридического факультета ВГУ был создан правовой консультационный центр «Август» (в честь римского императора). Этим проектом заинтересовались – и в 2012 году было подписано трехстороннее соглашение между Уполномоченным по правам человека по Воронежской области Татьяной Зражевской, ВГУ и Ассоциацией юристов России. 3 декабря 2012 года состоялось открытие Юридической клиники ВГУ и АЮР, приуроченное ко Дню юриста, – рассказал Олег.

Юридическая клиника ВГУ и АЮР занимается разъяснением законодательства, решением конкретных правовых проблем и составлением юридически значимых документов по широкому спектру дел, за исключением уголовных и земельных. Как отмечают клиницисты, в основном это споры, связанные с ЖКХ, гражданские, семейные и трудовые. Каждый год клиницистами и преподавателями производится набор среди студентов второго и третьего курсов юридического факультета ВГУ. Новички проходят обучение и тестирование, а после, исходя из расписания студентов, формируется удобный график приема. Средний показатель посещаемости клиники – 70-100 человек за семестр.

– Были в нашей практике и курьезные дела. К нам обратился охранник магазина. Его «правовая проблема» заключалась в том, что возле магазина, в котором он работал, кто-то оставил коробку с котятами. Он за ними ухаживал, кормил, но однажды коробка пропала. Этот гражданин был уверен, что «преступление» совершил его коллега и потребовал привлечь его к ответственности. Было также дело, интересное с точки зрения того, как не нужно принимать юридическую помощь. Суть проблемы: на правом и левом берегу разнится ситуация с квитанциями за водоснабжение. Проситель пришел к нам и принес по этому поводу свои выводы в письменном виде. Я лично консультировал его и выяснил, что на правом берегу услуги оказывает одна компания, а на левом эти функции делят две организации, но уверенный в своей правоте человек не захотел слушать и принимать консультацию, хотя изначально сам добровольно к нам обратился. В итоге он так и не согласился с моими доводами и остался при своем мнении, – поделился Олег.

Кроме того, в юрклинике налажена система обратной связи, в конце месяца студенты обзванивают своих клиентов, спрашивают, помогла ла консультация. Они демонстрируют хороший показатель удовлетворенности консультациями – 70 процентов.

Помимо консультационной деятельности студенты-клиницисты в рамках взаимодействия с Прокуратурой Воронежской области помогают прокурорам осуществлять прием граждан. Также клиницисты активно работают с Общественной палатой Воронежской области в качестве экспертов во время обсуждения законопроектов.