Page 71 - Prime#42_октябрь2019
P. 71
E N J OY
KIDS
Книги и их «конкуренты» Но я бы не стал утверждать, что книги кон-
Знаете, какие тиражи были у детских книг курируют с мультфильмами в борьбе за детское
в советское время? От 500 000 до миллиона внимание. Это две области развлечений и раз-
экземпляров и даже больше. И это на фоне оте- вития, пропорции которых в жизни ребенка каж-
чественных мультфильмов. Признаемся, выбор дый из родителей определяет индивидуально.
развлечений был невелик, поэтому читали все
поголовно. Сейчас тиражи книг упали в десятки Хорошие и плохие иллюстрации
раз: в среднем это 3 000 - 5 000 экземпляров, На эту тему есть отличная книга Бориса Диодо-
максимум 10 000. Причина — в том числе рова «Что такое иллюстрация». Борис Аркадье-
возросшая конкуренция. Сейчас одних детских вич подробно и наглядно рассказывает, о том
издательств вместо 2-3-х (как было в СССР) — что иллюстрация должна вносить свет в жизнь
несколько десятков. И, разумеется, нельзя забы- читателя (именно так и переводится слово «ил-
вать о мультфильмах, интернете, видеоиграх — люстрация»). Художник не просто показывает
доступность гаджетов не способствует развитию окружающий мир — он доносит свое пережи-
культуры чтения. И здесь многое зависит от ро- вание этого мира, свою субъективную оценку,
дителей: дадут ли они ребенку телефон с пеле- а зритель смотрит на мир глазами художника
нок или будут проводить с ним время качествен- и соглашается с ним или нет.
но, прививая чувство прекрасного с помощью Сложно однозначно определить конкретные
книг с красивыми иллюстрациями. признаки хорошей иллюстрации — ты просто
Современные мультфильмы очень динамич- чувствуешь это интуитивно. Если она вызывает
ны, смена планов происходит чуть ли не 30 раз сильные эмоции, переживания, возможно, даже
в минуту — ребенок не успевает считывать весь катарсис, то это определенно хорошая иллю-
объем сваливающейся на него информации. страция. Причем здесь не играет роли технич-
После такой зрелищности и темпов ему сложно ность или выбор инструментов – живые краски
вернуться к неспешному «листанию» книжных или «фотошоп» (ведь разве есть принципиаль-
страниц. Конечно, в связи с этим в современной ная разница, в какой кастрюле варили борщ,
иллюстрации появляются определенные художе-
Сейчас никто уже не рисует так, как Калаушин, “ Иллюстрация должна
ственные тренды, которые существенно отлича-
ются от «старой школы». Художники середины
смысл перевода этого слова„
и конца прошлого века сегодня воспринимаются
ВНОСИТЬ СВЕТ В ЖИЗНЬ
как винтаж, ностальгия. Книги с их иллюстра-
циями взрослые покупают, скорее, для себя.
Конашевич, Монин или Калиновский. Сравните ЧИТАТЕЛЯ – именно таков
их иллюстрации с работами, например, Беатрис
Аллемана или Изабель Арсено.
В «Славянской чудо-юдологии»
собрались известные герои славянских
сказок и мифов.
69
PULSE PRIME